Курсовая

Консультация для родителей Физическая культура — залог здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

Консультация для родителей

«Физическая культура – залог здоровья»

Воспитатель:

Яковлева Зоя Валериевна

Дорогие родители!

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Нередко родители обращаются к педиатрам с жалобами на то, что их дети часто болеют, вялы или слишком возбудимы, плохо спят, не прибавляют в весе. В результате беседы с родителями и осмотра ребёнка врач никаких болезней у него не выявляет, а лишь убеждается в том, что ребёнок не соблюдает правильного режима, не закаляется, мало бывает на воздухе и не занимается физкультурой.

Ежедневные физические упражнения предупреждает нарушения осанки и деформацию скелета (искривление позвоночника, уплощение грудной клетки, изменение форм ног, хорошо укрепляют весь организм и повышают сопротивляемость его различным заболеваниям. Ведь физически крепкие дети болеют сравнительно реже и переносят заболевания значительно легче.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображение, самостоятельности. Уже в дошкольном возрасте у них следует воспитывать основные гигиенические навыки.

Разумное физическое воспитание — основа для общего развития ребёнка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики.

Маленькие дети очень подвижны. В бесчисленном количестве всевозможных движений проявляется их естественные стремление к развитию и совершенствованию своего организма. Врачебные наблюдения говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило, вялым, страдающим каким-нибудь недугом. К сожалению, многие родители не знают этого, нередко заставляют своих детей вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. «Функция творит орган» — вот властный биологический закон, который должны знать все родители.

3-летний ребёнок многое умеет, жадно тянется ко всему новому, очень подвижен. Иногда родителям кажется, что их ребёнок подвижен сверх меры, однако не следует ограничивать потребность в движении, надо использовать её формирования жизненно необходимых навыков, укрепления здоровья и воспитания. Ребёнка надо начинать одёваться складывать и убирать свои игрушки, помня при этом, что дети учатся играя.

Именно в играх они вступают в разные, иногда сложные отношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. Важно умело подбирать подвижные игры, стремясь развивать у ребёнка те качества, которые у него наиболее слабо развиты. Детям 4 лет становится доступным освоение элементарных спортивных навыков, таких, как ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, чему родители должны уделять постоянное внимание.

Различные физические упражнения и особенно игры, которыми так увлекаются дети, прежде всего, благоприятно влияют на их умственное развитие, на деятельность головного мозга и нервной системы, у детей создаётся бодрое, жизнерадостное настроение, и все жизненные процессы в организме протекают более активно.

Физические упражнения содействуют развитию таких важных качеств, как внимательность, точность, дисциплинированность, настойчивость. Под влиянием различных игр у детей формируются положительные черты характера, и воспитывается сила воли.

При систематическом выполнении движений правильно развивается скелет детей и их мышечная система, повышается обмен веществ в организме, улучшается аппетит и усвоение пищи. Всё это обусловливает нормальный рост и развитие ребёнка: кости хорошо растут в длину, ширину и становятся более точными; мышцы увеличиваются в объёме и становятся сильнее.

Занятия гимнастикой и подвижными играми благоприятно влияют на деятельность всех внутренних органов, особенно на работу лёгких и сердца. Дыхание становится более глубоким, объём лёгких увеличивается, грудная клетка правильно развивается. Сердечная мышца укрепляется, улучшается кровообращение, а вместе с тем и питание всех тканей тела. Очень важную роль для развития детей играет деятельность желез внутренней секреции, которые под влиянием физических упражнений функционируют активнее.

Родителям следует знать, что в результате регулярного выполнения разнообразных движений у ребёнка воспитывается ряд жизненно необходимых двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании и т. п. Дети становятся более подвижными и ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее.

Консультация для родителей Физическое здоровье малыша 2-3 лет

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МАЛЫША 2-3 ЛЕТ»

Мнемотаблицы для дошкольников в картинках

Подготовила

инструктор по физической культуре:

Нестерова О.В.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Физическое воспитание ребенка в младшем дошкольном возрасте влияет на рост и развитие организма, укрепляет здоровье, способствует правильному развитию двигательных функций.

Именно в младшем дошкольном возрасте необходимо правильно организовать режим малыша в детском саду и дома, чередуя различные виды деятельности и отдых.

Режим дня — это сон, пребывание детей на свежем воздухе, игровая деятельность, занятия, прием пищи, отдых, личная гигиена, физическая культура.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ

Строго придерживайтесь режима, это упорядочивает поведение ребенка, он привыкает к определенному порядку дня и спокойно ему подчиняется.

Шумные, подвижные игры, новые игрушки возбуждают детей, ребенку трудно переключаться на другую деятельность, например: сон, еду. Для того чтобы малыш настроился, нужно дать ему время, разъяснить требования взрослого.

Все режимные моменты старайтесь организовать так, чтобы ребенку не приходилось ждать; умылся — сел за стол; сел за стол — начал есть; разделся- лег в постель.

Не нарушайте сами распорядок дня. Вы для ребенка – образец во всем.

Подражая вам, он начинает делать то, что необходимо.

УВЛЕЧЬ МАЛЫША ПОМОГУТ КОРОТКИЕ СТИХИ:

Купаемся.

Льется в ванночку вода.

Эй, игрушки, все сюда!

Утки, зайчики и кошки,

Я помою вас немножко!

Учимся одеваться.

Мы на пухлые ручонки

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка-раз, ручка — два!

Пробуждение.

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать!

Спишите на зарядку,

Мы вас не будем ждать!

Консультация для родителей Физическое развитие ребенка-дошкольника

Консультация для родителей

Общую картину физического развития дошкольника можно обрисовать с двух точек зрения. Во-первых, сравнительно с первыми тремя годами жизни темп роста замедляется, малыш не так быстро прибавляет в росте и весе. Во-вторых, все большее число органов и систем организма, показатели их деятельности приближаются к показателям у взрослых. Но при этом следует иметь в виду, что и анатомические особенности, и функциональные возможности организма дошкольника в огромной степени сохраняют черты «детскости», переоценка возможностей организма ребенка привела бы к пагубным последствиям.

Итак, темп развития ребенка замедляется, хотя прибавки в росте, рост и

Мнемотаблицы для дошкольников в картинкахвес сами по себе нельзя назвать малыми. На протяжении четырех дошкольных лет

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста

накопление веса и увеличение роста ребенка колеблется — в одни периоды малыш быстрее

вытягивается вверх, в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста ребенка заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность.

Что касается «детских» особенностей организма, то еще раз стоит обратить внимание на то, что костная система ребенка сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Присущий детскому организму усиленный обмен веществ требует от родителей повышенного внимания к тому, как питается ребенок, сколько времени проводит он на свежем воздухе.

Хотя нервная система малыша остается заметно уязвимой.

Бережное отношение к ней, неуклонное проведение в жизнь нормального режима дня, поддержание

ровной, радостной атмосферы в семье — одна из главнейших обязанностей родителей.

Отмечая достижения развития, скажем, что уровень энергетического обеспечения организма заметно возрастает.

Физическая работоспособность в 7 лет выше, чем в 3 года, — в 1,5 раза у мальчиков и почти в 2 раза у девочек.

Итак, функциональные возможности организма дошкольника достаточно велики. Если до недавнего времени они недооценивались, то теперь произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать против другой крайности — переоценки возможностей малыша.

Такой поворот во взглядах произошел, возможно, под влиянием данных об акселерации, в заметной степени коснувшейся и малышей. Дошкольники анатомически и функционально стали как бы старше своих сверстников прежних лет.

Родителям следует учитывать, что забота о физическом развитии ребенка должна начинаться с закладывания фундамента — налаживания общего режима, закаливания, правильного питания, воспитания культуры движений.

Консультация для родителей Учим стихи по картинкам

Консультация для родителей

Учим стихи по картинкам

Как приятно слышать, когда дети знают и умеют декламировать стихи. Но двадцать лет работая учителем-логопедом коррекционной группы, я заметила, насколько тяжело детям с речевой патологией дается запоминание стихотворных текстов. Многие родители, как бы они ни старались, не могут добиться того, чтобы их дети заучивали даже небольшие по объему стихи. Часто вместо того, чтобы достичь красивой поэтической речи, испытывают трудности и усталость. Более того, традиционное заучивание стихов, когда многократно повторяется текст, развивает у детей лишь слуховую память. В противоположность этому, заучивание стихов с опорой на серию рисунков превращает это занятие в игру. Этот прием, облегчающий запоминание нужной информации и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, известен под названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» — память). Качественное запоминание становится возможным, потому что когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. А это в свою очередь намного ускоряет процесс запоминания. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Чтобы такая работа была успешной, сначала нужно подобрать стихотворение, которое было бы интересно детям, помогало им узнать что-то новое. Затем на каждое слово или строчку подбирается картинка или выполняется рисунок. Рисунки, конечно, должны быть понятны детям. Для разучивания отобранного стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, но по мере обучения дети активно включаются в создание своего плана- схемы стихотворения. Затем по готовому картинному плану выразительно, эмоционально воспроизвожу стихотворение, провожу словарную работу и беседую по смыслу прочитанного, а потом дети воспроизводят текст с опорой на мнемотаблицу. После занятия мнемотаблицу нужно оставить на видном месте, чтобы ребенок мог по ней сам повторить стих или рассказать его взрослому или другому ребенку.

За время моей работы в логопедической группе мной совместно с родителями детей была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Цветы», «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие и домашние животные», «Космос», «Хлеб» и другие. Родители нашей группы успешно применяют эту методику при заучивании стихов дома.

Например, при изучении темы «Цветы» мне нравится использовать стихотворения поэтов Т. Голуб, С. Варгуна и О. Высоцкой, так как они обогащают речь детей образными выражениями, учат любить и беречь родную природу, помогают узнавать новое (например, о цветах-барометрах), вызывают в душах детей эмоциональный отклик. Хочу привести в качестве примера иллюстрации к стихотворениям, выполненные Дорофеевой Е. Б., мамой воспитанника логопедической группы.

О. Высоцкая

***

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Учим стихи по мнемотаблице

Т. Голуб

Одуванчик

Одуванчик золотистый

Превратился в шар пушистый.

Ветерок слегка подул,

Пух куда-то упорхнул!

Где пушинка упадет,

Там на следующий год

Одуванчик расцветет.

Учим стихи по мнемотаблице

Т. Голуб

Приметы

Будет дождик или нет, —

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики – цветки

Значит, дождь пойдет опять –

Нужно зонт с собою взять

Мнемотаблицы для дошкольников в картинках

Самед Варгун

***

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Мнемотаблицы для дошкольников в картинках

Таким образом, использование мнемотаблицы помогает запомнить логическую последовательность образов, а это способствует заучиванию стихотворных текстов в игре весело и надолго. Попробуйте сами и вам это занятие понравится.

Консультация для родителей Учимся быть красивыми и выразительными

Консультация для родителей

«Учимся быть красивыми и выразительными»

В течении не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее не простой язык.

Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение можно использовать такой педагогический материал, как игры со словом. Эти игры можно использовать без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодический напев.

В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, подскоки, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, Легкий стремительный бег.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не разучивать с ребенком специально. Он запоминается в ходе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произношение текста.

«СОЛНЫШКО»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Исходное положение. Дети стоят врассыпную.

Ход игры. На 1-ю и 2-ю строчку взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания – «пружинки» — и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Пояснение. Текст произносится медленно, нараспев с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.

« РАДУГА – ДУГА»

Радуга – дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко –

Колоколнышко!

Исходное положение. Дети стоят врассыпную.

Ход игры. На весь текст дети выполняют быстрые легкие прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо-влево.

Пояснение. В процессе игры происходит развитие ритмического чувства и совершенствование прыжкового движения. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано прыжком с прекращением движения.

«ДЕДУШКА ЕГОР»

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам – на лошадке,

Жена — на коровке,

Дети – на телятках,

Внуки – на козлятках,

Гоп, гоп , гоп, гоп…

Исходное положение. Дети стоят врассыпную.

Ход игры. На весь текст дети идут, высоко поднимая ноги. С окончанием текста, на слова «Гоп, гоп, гоп…» переходят к движению прямого галопа. Темп выполнения движения ускоряется.

Пояснение. Текст произносится медленно, ритмично. Дети совершенствуют навык ходьбы с высоким подъемом ног. Следует обратить внимание на осанку, для улучшения которой можно предложить взять в руки «вожжи». Прямой галоп выполняется с высоким подъемом согнутой в колене и выставленной вперед одной ноги. С окончанием текста можно остановиться и, «натянув вожжи», сказать «тпру».

«СКОК – ПОСКОК»

Скок – скок – поскок

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Мололдиченька,

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Исходное положение. Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка в ладошке, имитируя хвостик.

Ход игры. На первые две строчки текста дети продвигаются вперед прыжками. На 3-ю и 4-ю идут по кругу мягким пружинящим шагом. Под текст следующих двух строчек дети сужают круг, выполняя движения бодрого маршевого шага.

Пояснение. Игра развивает выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинящего шага, шага с высоким подъемом ног. Текст произносится медленно, ритмично. На окончание предпоследней строчки интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строчка произносится чуть быстрее предыдущих, и очень четко проговаривается каждый слог.

«ТРАКТОРА»

Тара – тара – тара – ра

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

Исходное положение. Дети стоят по кругу друг за другом с «рулем» в руках.

Ход игры. На текст первых трех строчек дети двигаются дробным топающим шагом. С окончанием третьей строчки разворачиваются на дробном шаге лицом к центру и далее, без остановок, продолжают движение дробного шага месте , выделяя ударные слова и слоги более сильным притопом.

Пояснение. Текст должен произноситься очень четко, в умеренном темпе. Ставить ударение, т.е. выделять более ярко голосом: землю, рожь, хлеб, детушек. Слово «кормить» произносится по слогам, каждый слог произносится с ударением. В игре отрабатывается движение дробного топающего шага. Необходимо обратить внимание на осанку детей во время выполнения шага, который должен быть коротким, легким без шарканья. С начала текста и до его окончания движение непрерывное и очень ритмичное. Чтобы добиться от детей согласованности движений с текстом, можно сначала проговаривание текста соединить с хлопками в ладоши, затем отработать движение дробного шага на месте, повернувшись лицом в круг.

«КОЗЫ»

Можно ль козам не бодаться,

Если рожки есть

В пляс девчонкам не пускаться, если ножки есть?

За рога возьмем козленка, отведем на луг.

А девчонку за ручонку –

В наш веселый круг.

Исходное положение. Дети стоят по кругу, лицом к центру круга, руки опущены.

Ход игры. На текст первых трех строчек дети двигаются подскоком в центр круга, на текст третьей и четвертой строчек, стоя на месте, выполняют полуприседание с разворотом из круга, как будто берут козленка за рога и отводят его на луг. На текст шестой – выполняют три шаг на месте. На 7,8 строчки кружатся вокруг себя поскоком, на повторение текста кружатся в другую сторону.

Пояснение. Текст должен произноситься очень четко, в умеренном темпе. На протяжении всей игры надо следить за легким, качественным выполнением поскока. Он должен быть полетным, воздушным. Для этого шаг делается коротким, а подскок от пола очень активным. В конце каждой фразы должна быть четкая остановка, представляющая собой небольшой прыжок и опускание на обе ноги. Текст 5-й строчки произносится нараспев, а 6-й — с очень отчетливым проговариванием каждого слога, для более удобного выполнения движения бодрого маршевого шага.

Музыкальный руководитель: Т.Г. Смирнова

Консультация для родителей Учимся играя

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Советы родителям:

Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.

Лексическая тема: «ОБУВЬ»

Спросите ребенка:

Что такое обувь? 

Зачем она нужна нам? 

Какая бывает обувь? 

Назови летнюю обувь, зимнюю обувь. Какая бывает осенняя обувь? Убедитесь, знает ли ребёнок  названия обуви, умеет ли правильно произносить их и может ли сам обуваться и разуваться. Тренируйте ребёнка в завязывании и развязывании шнурков. Учите зашнуровывать обувь: сначала завязывать хотя бы узелки на шнурках, а потом переходите к завязыванию бантиков.

Предложите ребёнку послушать и повторить вместе с вами стихотворение:

Ботинок

Попросила мама сына:- Зашнуруй-ка свой ботинок:Раз-два — вправо,Раз-два — влево!— Он не хочет шнуроваться, —Митя думал оправдаться.И чтоб это доказать,Узелочки стал вязать:Раз-два — справа,Раз-два — слева.— Вот! Мешают узелочкиМне продергивать шнурочки! О. Чернорицкая

Загадайте ребенку загадки.

Учим стихи по мнемотаблице Если дождик, 

 Мы не тужим —

 Бойко шлёпаем

 По лужам,

 Будет солнышко сиять — 

 Нам под вешалкой стоять.

 (сапоги)

Учим стихи по мнемотаблице

Остроносые подружкиНе отстанут друг от дружки.То на улицу, то в домШелестящим топотком.

(Туфли)

Всюду, всюду мы вдвоем

Мнемотаблицы для дошкольников в картинках Неразлучные идем. Мы гуляем по лугам, По зеленым берегам; Вниз по лестнице сбегаем, Вдоль по улице шагаем. Но чуть вечер на порог — Остаемся мы без ног. А безногим – вот беда, — Ни туда и ни сюда. Что ж, – полезем под кровать. Будем там тихонько спать. А когда вернутся ноги —

 Вновь поскачем по дороге.

 (детские ботинки)

Поиграйте с детьми:

Мнемотаблицы для дошкольников в картинкахУчим стихи по мнемотаблицеУчим стихи по мнемотаблицеМнемотаблицы для дошкольников в картинкахМнемотаблицы для дошкольников в картинкахУчим стихи по мнемотаблице«Найди пару»

«Один – много»

Ботинок – ботинки, много ботинок;

Сапог – сапоги, много сапог …

Для закрепления материала предложите ребенку нарисовать любую пару обуви, раскрасить картинки.

Учим стихи по мнемотаблицеМнемотаблицы для дошкольников в картинкахМнемотаблицы для дошкольников в картинкахУчим стихи по мнемотаблице

Учим стихи по мнемотаблицеМнемотаблицы для дошкольников в картинкахМнемотаблицы для дошкольников в картинкахУчим стихи по мнемотаблице

Консультация для родителей Учимся играя_86435

Учим стихи по мнемотаблицеУЧИМСЯ ИГРАЯ

Для того чтобы ребёнок был успешным в школе, нужно сформировать у него фонематический слух – умение различать звуки речи.

Так как игра для дошкольников является ведущим видом деятельности то, конечно же, для развития у ребёнка фонематического слуха нужно использовать различные игры.

«Узнай звук»

Ребёнок хлопает в ладоши, если услышит в произносимых взрослым словах заданный звук.

Звук А – автобус, астра, стол, апельсин, суп, антенна, …

Звук М – мама, кот, мука, машина, кукла, …

Звук У – утка, сок, улица, уши, …

«Назови на «А»

Предложить назвать слова, которые начинаются на звук [a] и относятся к обобщающим понятиям, например:

Имена – Алиса, Алина, Анжела, Аня, Артём, Алёша, Андрей, …

Фрукты – апельсин, абрикос, ананас, айва и т.д.

Профессии – артист, агроном, архитектор, астролог и т.д.

«Волшебный мешочек»

Приготовьте для игры мешочек с набором игрушек или других предметов. Ребёнок берёт из мешочка предмет, называет его и определяет, есть ли в его названии заданный звук.

«Пальчики – девочки (мальчики)»

Малыш кладёт левую руку на лист бумаги и обводит её фломастером. Пять пальчиков – это пять девочек. Нужно нарисовать им личики и дать имена со звуком [и] (Лиза, Ира, Вика)

Аналогично: правая рука – мальчики (Иван, Дима, Илюша, Игорь)

Консультация для родителей Учимся читать

Консультация для родителей

«Учимся читать »

Когда начинать обучение грамоте

Этот вопрос неизбежно встает перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем семейной педагогики. Одни родители стремятся начать обучение как можно раньше, другие уверенны, обучение грамоте следует отложить до школы.

Если у вас есть желание и возможность заниматься с ребенком, то пусть он придет в школу, умея читать. Лучше от этого еще будет и потому, что в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношение звука к букве.

С чего начать обучение грамоте

Ребенок дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определенного способа действия со словом – интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове. Освоить помогут игры — звукоподражания. Например: — Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожжужать также – жжж. Такие игры, как правило, легко подхватываются ребенком, сначала он повторяет завзрослым, а затем и самостоятельно находит слова со звуком «Ж», выделяя его и подчеркивая «пчелиным» способом. Когда ребенок научиться в игровом, звукоподражательном действии протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить следующие задачи. – Скажи, с какого звука начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук. А есть «М» в слове «дом», в слове «стена» ? Какие ты можешь назвать слова на звук «М»? Можно предложить найти в комнате предметы, которые начинаются со звука «С», со звука «ТЬ». В играх «Украсим елку» ребенок может повесить игрушку на елку, если назовет 1-й звук слова-названия. В играх 2Скажи как я», «Назови первый звук слова» вы закрепите эти умения.

Задача звукового анализа слов будет решаться с детьми с большой охотой, если ей предать игровую форму. Например, игра «Магазин», в ней вы являетесь продавцом и отпускаете товар в том случае ребенку, если покупатель правильно называет первый звук в слове, который обозначает нужный предмет. Очень большую ценность представляют игры на речевое внимание, типа «Скажи как я». Взрослый бросает мяч и произносит слово с выделением любого согласного звука, тот, поймав мяч, повторяет его и перебрасывает мяч взрослому. «Назови звук» — вы произносите слово, выделяя в нем один звук, ребенок, не повторяя его, называет выделенный звук. Игра «Звуковое лото» требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из данного ряда слов. По правилам этой игры детям раздаются карты с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый называет звук, например «Р», и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком «В»?» Дети, глядя на картинки, ищут.

Предлагаемые игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития речи и внимания, что важно для дальнейшего школьного обучения.

Различать мягкие и твердые согласные и легко заменять одни на другие ребенку поможет игра «Большие и маленькие братья». «Большой братец» — твердый звук, «маленький братец» — мягкий звук. «Большой» и «маленький» братец дружат друг с другом, хотя «маленький» любит все, что звучит также мягко. «Большой» — твердый, любит все, что звучит твердо. На закрепление твердого и мягкого звука можно провести следующие игры: «Назови братца». Вы бросаете мяч, произносите твердый согласный звук, а ребенок называет мягкую пару его и перебрасывает вам мяч обратно. Предложите ребенку в комнате назвать предметы, которые начинаются с «маленького братца» или с «большого братца».

После того, как ребенок научился определять первый звук в слове, различать твердую и мягкую пару согласного звука, можно переходить к более сложной задаче звукового анализа – определению полного звукового анализа слов. Для того, чтобы ребенок научился устанавливать последовательность звуков в слове, начните с самых простых коротких слов. Научите фиксировать результаты звукового анализа с помощью фишек. Выделять звуки в словах поможет игра «Дом звуков». В этих домах живут названия животных, птиц. Название их должно соответствовать количеству окошек в доме. Играя в звуковые игры, вы ведете с ребенком необычный для него разговор – словами о словах. Чтобы проверить, насколько ребенок вас понимает, предложите ему следующее задание: «Сейчас мы будем с тобой сравнивать слова по длине: я назову тебе пару слов, ты подумай и скажи, какое из них длинное, какое короче, и объясни, почему ты так считаешь». Дальше называются пары слов: час — минутка, удав – червяк, кит – кот. Переходя к новому вопросу, не забудьте подчеркнуть, что сравниваются слова. Можно предложить игру «Зоопарк2, предложите ребенку построить из кубиков зоопарк, в котором будут жить животные, но прежде чем животное помещается в зоопарк, ребенок пусть «измерит» слово – название и говорит, длинное это слово или короткое.

Как играть в звуки

Главная задачи любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Если ваш ребенок не захочет играть в какую-нибудь из описанных здесь игр, не надо его принуждать, тем более не надо искать дефекты, недостатки у ребенка. Ребенок побаивается насекомых? Или ему просто не хочется быть жуком и жжужжать? Пусть он будет сссвиссстящим пылесссосом, ааахающей капелью, пусть он будет тем, кем ему приятно быть, лишь бы выбранная рольпредполагала какую-то работу со звуками. Использование в игровом занятии условных персонажей типа Незнайки, который все делает наоборот, позволяет на примере ошибочных действий дополнительно пояснить ребенку правила игры. «Посмотри, что сделал Незнайка, вместо того, чтобы от слова «чайник» построить дальше цепочку слов (чайниккк- кккоттт-тттопор…) он, кажется, решил приготовиться к чаепитию. Вот какие слова он собрал: чашка, сахар, варенье. Опять он непонял правила. Покажи Незнайке, что нужно было сделать.

Почему сначала звуки, потом буквы?

В чем же состоит тайна отношений звуков и букв, открыть которую предстоит каждому ребенку? Эта тайна заключается в следующем: на мягкость или твердость согласного звука указывает следующая за ней гласная. Для того, чтобы прочесть , «озвучить» согласную, мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую за ней гласную. Когда человек читает русское слово, его глаза непрерывно совершают челночные движения – забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произнесение которой зависит от последующей гласной. Гласные буквы А и Я обозначают один и тот же гласный звук «А», но выполняет еще одну работу, буква А указывает, что предшествующий согласный надо произносить твердо, а буква Я сигнализирует о мягкости предшествующего согласного. Точно также работают и пары гласных букв У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. Вот эта тайна слияния согласной с гласной, тайна упреждающего, забегающего вперед чтения, секрет ориентации на последующую гласную букву и должен открыться ребенку для того, чтобы он начал читать – «озвучивать» буквенные значки.

Вводим буквы

Когда следует начинать показывать буквы? В тот же период, когда вы учите ребенка выделять звуки в словах, начинайте показывать ему буквы.

Знакомство с буквами можно включить в игру «Нагружаем машину». В этой игре буквы М и Л – марки машин. Ребенок рисует марку своей машины на кузове или кабине водителя, и тогда ему легче запомнить, какие предметы готовятся для погрузки. Игра «Звуковое лото» тоже имеет свой буквенный вариант: взрослый показывает детям одну из известных им букв, например «В», и спрашивает: «У кого есть слово с этой буквой?» Забавные стихи тоже пригодятся вам для заучивания алфавита. Чтобы проверить насколько запомнились ребенку те буквы, которые вы ему показали, предложите найти их в заголовках газет, уличных вывесках. Более сложное и более интересное задание для ребенка – «исправь букву». Оно требует точного знания графики букв, умения восстанавливать букву по отдельным ее элементам.

«Оказывается я могу читать»

Координации и разминке губ и глаз поможет пособие «окошечки». Его вырезают из картона, в «окошечки» должны вставляться картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первое окошко вставьте любую согласную и протягивайте полоску с десятью гласными., расположенными обязательно парами: А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е. Ребенок должен читать слоги: ва-вя, во-вё.

Как помочь ребенку справиться с этой «зарядкой» губ? Во-первых, когда вы видите, что ребенок забыл букву, надо немедленно подсказать, называя нужный звук. В0-вторых, после того, как ребенок начал тянуть согласный звук «М» и вы видите, что ему трудно перейти к гласной, поспешите на помощь: поставьте палец на гласную букву и спойте ее сами, пусть ребенок только повторяет за вами. Если вы ставите в «окошко» слог МЯ, а ребенок начинает тянуть твердый «М», скажите его мягко: «МЬ», напомните: «Теперь мягко». После того, как ребенок научится сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Перед вами теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребенка, чтобы он хотел читать.

Чтение без пренуждения

Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть подготовлен. И здесь снова вам помогут игры.

«Переставь вывески». Ветер – шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города не знают, куда отправиться за хлебом, а куда за тетрадями. Детям предложите прочитать вывески, развесить над иллюстрациями магазинов.

«Помоги мишутке». У бабушки день рождения, мишутка хочет подарить банку с малиновым вареньем, но не может прочитать название варенья, т.к. не умеет читать. На почте много разных поздравительных открыток, помоги мишутке выбрать открытку для бабушки.

«Накорми животных!». Дя этого потребуются картинки с изображением животных. Животных нужно накормить, а для этого нужно прочитать слово, которое написано на карточках, которые лежат, перевернутые на столе.

«Найди вторую часть слова». Дети читают первую часть разрезанного слова и находят вторую часть.

«Какая буква заблудилась». Эта игра поможет ребенку, читая, думать о значении слова. По условиям игры ребенок должен найти «заблудившуюся» букву и заменить ее нужной, например: на картинке изображены корова, лыжи, а подписано – лужи, корона. Словесный материал для игры: кот-кит, стул-стол, ворота-ворона, косы-козы, белка-булка.

Так, в игры, направленные на обучение грамоте, органически вплетаются и другие задачи подготовки к школе – тренируются внимание и память, развиваются речь и мышление, воспитываются вкус и привычки к интеллектуальным занятиям.

map