Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредств



Конспект НОД в средней группе:

пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить »

Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Задачи:

Образовательные:

учить детей отвечать на вопросы развернутым предложением воспитателя;

расширять и активизировать словарь детей, использовать в речи прилагательные;

учить произносить чистоговорки тихо, громко, шепотом

Развивающие:

развитие умения связно рассказывать небольшой рассказ;

развитие восприятия, внимания, мышления;

развитие диалогической, монологической речи, интонационную выразительность;

развивать голосовой аппарат и артикуляцию.

Воспитательные:

создание у детей эмоционально-позитивного настроя; воспитание умения слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа: объяснить значение слов: извалялась- выпачкалась; поджала — спрятала под себя. Подобрать слова, похожие по смыслу: подобраться — подойти, приблизиться.

Оборудование: сказка «Как Лиса зайцев обманывала», картины с изображением лисы, зайца, фланелеграф с фигурками мальчика, лисы, картина с изображением лисы с лисятами, зайца с зайчатами.

Ход занятия:

1часть.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

«Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет».

Дети: Лиса

Вопрос к детям: «А почему вы думаете, что это лиса?» Ответы детей.

Следующая загадка.

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку».

Вопрос к детям: «Про кого эта загадка? Почему?» Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением лисы с лисятами и ответить на вопросы:

«Кто здесь изображен?» (лиса и лисята, лиса с лисятами)

«Как можно назвать детеныша лисы ласково?» (лисенок, лисеночек, малыш)

«Как можно сказать про лисенка, какой он?» (рыжий, пушистый, маленький, крохотный – если дети не ответят маленький, воспитатель задает наводящий вопрос: он большой или маленький?).

«Лиса большая, сильная, ловкая, а лисенок какой?» (маленький, слабенький).

Аналогично проводится работа с картиной, изображающей зайцев: большого и маленького.

Физкультминутка «Зайка серенький»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

2 часть.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе фигурки мальчика и Лисы, произносит чистоговорку: «Саша в лесу встретил лису» и предлагает детям повторить ее с разной интонацией: громко, тихо, шепотом.

3 часть.

Воспитатель: «Ребята, послушайте сказку, которая называется «Как Лиса зайцев обманывала».

Воспитатель рассказывает детям сказку, не читая.

«Как Лиса зайцев хотела перехитрить»

Захотела Лиса зимой зайчишку поймать. Извалялась вся в муке, уши вверх вытянула, хвост поджала. Думала, что зайцы ее не узнают. Подобралась Лиса поближе к зайцам. Присела под осинкой, кору грызет.

Поели зайчишки. Стали прыгать и лапками по пенькам стучать. А Лиса громче всех по бревну лапами забарабанила. Мука с нее осыпалась, ушки опустились, а хвост наружу выбился. И все зайцы увидели, что это хитрая Лисица. Разбежались в разные стороны!

Вопросы к детям:

Кого захотела поймать Лиса зимой?

Что сделала Лиса, чтобы зайцы ее не узнали?

Зачем она подобралась поближе к зайцам?

Зачем Лиса стала грызть кору?

Что стали делать зайцы после еды?

Как зайцы узнали Лису?

Что сделали зайцы?

Воспитатель: «Ребята, послушайте сказку еще раз, а потом вы будете рассказывать ее сами».

План занятия-инсценировки

У воспитателя две картинки. Они перевернуты изображениями вниз. Воспитатель просит отгадать, кто нарисован на картинках. Воспитатель читает стихи, предлагая детям продолжить и угадать, кто нарисован на картинках.

Этот зверь был летом серый,

А зимою стал он белый.

Он немножечко трусишка.

А зовут его… (зайчишка).

Тут красавица лесная,

Очень хитрая такая,

Красотой своей гордится.

Это рыжая… (лисица).

Дети рассматривают картинки. Воспитатель просит сказать, чем различаются эти животные. (Заяц белый, а лиса рыжая. У зайца длинные уши, а у лисы- короткие. У зайца короткий хвост, а у лисы- длинный. Лиса- хищный зверь, а заяц травоядный…)

Воспитатель предлагает детям вспомнить из текста, что должна сделать лиса, чтобы стать похожей на зайца. (Вытянуть уши, поменять рыжую шкурку на белую, спрятать хвост…)

Проводится игра «Лиса и зайцы». Выбирается «лиса» считалкой:

Ходит лисонька по следу,

Ищет зайчика к обеду.

Берегись, лесной народ,

По тропе лиса идет!

Выбранная «лиса» бежит за «зайцами» и ловит их. После этого выбирается новая «лиса».

Воспитатель спрашивает детей, как передвигается лиса, чтобы заяц ее не заметил (лиса крадется, двигается не спеша, очень медленно и бесшумно).

Проводится игра «Кто как передвигается». Воспитатель называет животное, а дети говорят, как оно передвигается, и имитируют его движения. (Заяц прыгает- дети прыгают. Змея ползет- дети ползут. Орел летает- дети машут руками, как крыльями…)

Воспитатель читает сказку и задает детям вопросы. Дети отвечают на вопросы полными ответами. Воспитатель еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли Лисы и Зайцев (дети надевают соответствующие маски).

Инсценировка

Лиса. Захотела Лиса зимой зайчишку поймать. Извалялась вся в муке, уши вверх вытянула, хвост поджала. Думала, что зайцы ее не узнают. (Лиса показывает, как она валяется в муке, «вытягивает уши», «прячет хвост».)

Первый заяц. Подобралась Лиса поближе к зайцам. Присела под осинкой и кору грызет. (Лиса присаживается около зайцев, «грызет» кору.)

Второй заяц. Поели зайчишки. Стали прыгать и лапками по пенькам стучать. (Зайцы стучат лапками по стульчикам.)

Третий заяц. А Лиса громче всех по бревну лапами забарабанила. Мука с нее слетела, ушки опустились, а хвост наружу выбился. (Лиса громко барабанит по стульчику.)

Четвертый заяц. И все зайцы увидели, что это хитрая Лисица. Разбежались в разные стороны! (Зайцы разбегаются.)

Инсценировку можно повторить 2-3 раза с разными участниками.




map