Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте



Программное содержание: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предложения и схемы к ним. Развивать речь, коммуникативность, память, моторику рук. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания, разгадывание ребусов и кроссвордов.

Материалы и оборудование: одежда для Золушки: юбка, фартук. Сундук с нарядным бальным платьем. Корзина с заданиями, магнитофонная запись голоса Лесника. Мел. Изображения Тима и Тома. «Волшебная» иголка (из фольги). «Волшебная» свеча. Ребус-табличка с изображением: барабан, арбуз, лук. Звуковички Д,Р,А,В,А. – для игры « Живые звуки». Листы со словами: карета, бал, на, поедет. Изображения Тима и Тома. Свиток с текстом.

Раздаточный материал: магнитные доски, карточки с изображением цветов ( мак, сирень, роза), карточки с изображением корзины, овощей, карандаш. По три тарелочки на парту с табличками: «Фасоль», «Горох». Тряпочки. Фломастеры.

Ход занятия.

Организация детей: Стоя на ковре. Приветствие гостей.

Сюрпризный момент: Воспитатель сообщает, что утром у двери группы она обнаружила корзинку и кассету и предлагает детям ее прослушать. Включает магнитофон.

Звуковое письмо Лесника: « Здравствуйте, ребята! Я Лесник- отец Золушки. Моя дочка Золушка очень хочет сегодня поехать на бал к принцу во дворец, но моя злая жена- мачеха моей Золушки приказала выполнить ей очень много работы и Золушка грустит, потому, что одной ей с такой работой не справиться. Я решил обратиться к вам за помощью, вы ведь ребята дружные, добрые и самые старшие в детском саду. Ребята, помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал. Спасибо и до свидания ».

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Золушке? (Да). Пословица: «Что не сделает один, сделаем все вместе». Лесник нам прислал корзиночку, а вот что в ней мы узнаем позже, нам надо спешить Золушке на помощь.

Инсценировка:

Золушка-девочка подметает пол и напевает: «Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался на серебряном коне».

Воспитатель: Здравствуй, девочка, ты кто?

Девочка: Я Золушка.

Воспитатель: Вот ты нам и нужна. Мы узнали от твоего отца, что ты хочешь поехать на бал во дворец, но у тебя очень много работы, вот наши ребята и решили тебе помочь. Они друзей в беде никогда не оставляют. Они даже знают много пословиц о дружбе.

Дети называют пословицы: «Один за всех и все за одного», «Один в поле не воин», « Доброе братство, дороже богатства» и др.

Воспитатель: Ребята, добрая фея просила передать вам волшебную свечу «Любви и доброты», чтобы она согревала вас и помогала вам в работе. (Дети протягивают руки к свече). Упражнение.

Воспитатель: А теперь, Золушка, наши ребята с тобой познакомятся. Но знакомиться они будут по-особому. Вы, ребята, называете свое имя по слогам и говорите, сколько слогов в вашем имени (Ли – за) при помощи ладошек.

Каждый ребенок выполняет задание

Воспитатель: А сейчас нам надо торопиться, выполнить всю работу. Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку). К работе готовы?

1.Воспитатель: Настало время заглянуть в корзинку. (Достаю 1-е задание – карточки с изображением цветов «Мак», «Сирень», «Роза»)

«Ой, картинка мне попалась

Посмотрим на неё сейчас,

Вот теперь я поняла всё

Здесь задания для вас»

Воспитатель: Злая мачеха приказала Золушке посеять звуковой цветник. На Досках у вас картинки с цветами, звуки которых надо поместить на грядки.

— Назовите все цветы. Вы должны догадаться, на какие грядки будете сеять звуки.

а) Мак – сколько звуков в слове? (3). На какую грядку посадим эти звуки? (№1).???

— Какой первый звук, и какой фишкой обозначите, почему? (Твердый согласный обозначаем синей фишкой).

— Какой второй звук? (а) Какой фишкой обозначите? (красной) Почему? (гласный звук).

— И третий звук (к)… (Уберите фишки).

б) Найдите грядку для розы. Дети выполняют задание самостоятельно (№2). ????

в) И последняя грядка для сирени. (№3). ?????

Воспитатель: Ребята, наши цветы не вырастут, если их названия не разделить на слоги и не укрепить ударением. Под каждым изображением цветов запишите слоговые схемы слов: Мак, Си-рень, Ро-за.

Воспитатель:

Цветник посеяли мы дружно

Спасибо всем сказать вам нужно.

Но злая мачеха хитра

Не любит Золушку она,

Дала корзинку ей большую

Пойти велела в огород

Собрать там овощей – для щей.

Помочь вы Золушке готовы? Скажите дружно ещё раз. (Да).Тогда приступим все сейчас.

2. Игра «Помоги Золушке собрать овощи со звуком «К».

(У каждого на листе изображение корзинки и овощей (лук, капуста, морковь, помидор и др.)).

Воспитатель: Положите в корзинку только те овощи, в названии которых есть звук

«К» (соединить стрелкой). Возьмите карандаши и проведите стрелку к корзине.

— Какие овощи положили?

— Какие нет? Почему?

3. Физкультминутка.

Воспитатель:

Устали, нам надо спешить, время не ждет

Принц на балу нашу Золушку ждет.

Дети встают и произносят слова:

Возьмем веники мы дружно

Золушке помочь нам нужно.

Подметем и тут и там

Не забудем про чулан.

Мы подтянемся немножко,

Вытрем пыль всю у окошка,

Птиц накормим мы с ладошки

И дадим им хлебной крошки,

Поможем мы в беде всегда,

Друзей не бросим никогда.

4. Воспитатель: Чистоту вы навели, птиц накормили, овощи в огороде собрали, теперь надо щи сварить. Для этого надо печь растопить. Но где же взять дрова (ответы детей). Сейчас в волшебную корзину загляну, здесь звуковички, они спешат на помощь. Назовите их. (Д, А, Р, А, В). Давайте составим слово. (Дети выстраивают звуковичков слева направо «Д,Р,А,В,А»). Молодцы, правильно составили слово.

— Растопили печь мы дружно,

А теперь спешить нам нужно.

5. «Звуковая зарядка».

Воспитатель: Загляну опять в корзину, что же вижу я друзья? Кто такие? (Тим и Том). Тим и Том обиделись, потому что вы забыли сделать их любимую звуковую зарядку. Давайте исправимся.

Том говорит: «Но», а Тим: «Нё». (Аналогично «Ну – ню», «На – ня», Лы — ли» …).

6. Воспитатель: Загляну опять в корзину, ой, иголочку я вижу. Чья иголка?

Золушка: Моя.

Воспитатель: Будем шить сейчас друзья. Случилась беда, разорвалось предложение на отдельные слова, и только вы должны сшить слова по порядку в предложение. Если предложение не составим, то карета не поедет и не отвезет Золушку на бал.

Дети читают слова: Карета, бал, поедет, на. Составляют на доске предложение: «Карета поедет на бал».

— Молодцы! Сколько слов в предложении? Назовите первое слово (второе, третье,…)? Что ставим в конце предложения? (точку). Возьмите фломастеры и запишите схему этого предложения L __ ? __ .

7. Упражнение «Горошина». (Работа парами).

Воспитатель: А теперь внимание – следующее задание. У вас на столе тарелочки. Что в тарелочках? (фасоль, горох). Фасоль положите в ту тарелку, где написано это слово «ФАСОЛЬ», а горох — в ту, где написано «ГОРОХ».

Дети работают парами.

Воспитатель: Возьмите по одной горошине (игровой самомассаж).

а) положите на ладошку, покатайте вот так;

б) катать горошину между пальцами.

Слова:

Ты катись горошинка по ладошке

Разомни нам пальчики немножко,

Ты катись горошина по столу,

Развлекай горошина детвору.

8. Ребус.

Воспитатель:

Что осталось здесь еще?

В сказочной корзинке,

Достаю я вам ребята

Волшебные картинки.

Ребус – табличка ???.

Воспитатель: Назовите, что изображено в каждом окошке? (барабан, арбуз, лук) Отгадайте, какое слово получится, если взять первые звуки от каждого слова.

— Молодцы! Золушка обязательно попадет на бал.

9. Воспитатель: Ребята, осталось чуть-чуть, потерпите, ведь «Терпенье и труд всё перетрут».

Достаю из корзины записку и читаю:

«Прямо пойдешь – несчастье найдешь,

Налево пойдешь – в беду попадешь

А (направо) пойдешь сундучок найдешь!»

Дети находят сундук, там платье для Золушки.

Воспитатель: Корзина наша опустела

Работа вся сделана. Вы молодцы.

Почему быстро справились? Что нам помогло? (дружба).

Список литературы:

Эльконин Д.Б. Букварь: Пробный учебник для четырехлетней начальной школы.- М.:Просвещение, 1992.

Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 19




map