Консультация для воспитателей Театральный коллектив



ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Общеразвивающие тренинги

«У нашей артистической природы существуют свои творческие законы, — писал К. С. Станиславский. – Они обязательны для всех людей, всех стран, времен и народов. Сущность этих законов должна быть постигнута… и изучена во всех подробностях. Это единственный путь для создания мастеров искусства».

В воспоминаниях К. С. Станиславского о себе говорится: «… Я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол».

Однако, благодаря длительным тренингам, К. С. Станиславский сумел воспитать в себе качества, необходимые для работы на сцене.

В этой статье приведены описания простейших актерских этюдов. Что означает слово «этюд»? Тот, кто учился музыке, знает, что это – своего рода упражнение, направленное на приобретение пальцами техники во время игры. Вот и актерские этюды также помогают развивать разные свойства человека, необходимые ему для достижения профессиональных умений. С одной стороны, ребята учатся освобождаться от зажатости, с другой – получают навыки простейшего владения собственным телом, координации движений, общения со сверстниками.

Игры и упражнения, которые помогут ребенку в будущем стать актером.

«Знакомство»

Руководитель просит детей поочередно поздороваться вслух со всеми и назвать свое имя. При этом он сам может продемонстрировать, как это следует правильно делать. Надо подняться со своего места и громко назвать свое полное имя. Например: «Здравствуйте. Меня зовут Таня Иванова».

При этом важно видеть всю собравшуюся перед «актером» аудиторию, обращаться ко всем и стараться донести свою информацию до каждого.

На следующем занятии можно этот же момент несколько усложнить.

Тот, кто представляет себя, должен знать, с каким чувством он обращается к зрителям – радости, гордости, скромности, важности и т. д.

Необходимо, чтобы «зрители» почувствовали нужную эмоцию, передаваемую интонацией.

«Сделай комплимент»

Участники занятий разбиваются попарно и говорят поочередно комплименты о внешности друг друга. При этом можно допускать только положительные высказывания.

Это же задание в усложненном варианте, которому можно дать название «В автобусе», будет выглядеть следующим образом. Двое ребят усаживаются друг против друга и начинают сначала обсуждать одного из них, затем – второго.

Причем один участник актерской игры называет что-то в своей внешности, удручающее его, а второй, говоря об этом же, делает акцент на положительной стороне.

К примеру, первый участник произносит: «Как мне стыдно, что я второй год подряд ношу одни и те же кроссовки. Они старые и мне надоели».

На что второй отвечает: «Видимо, этот мальчик – очень бережливый человек, носит свою обувь, пока можно. И правильно, ведь сэкономленные деньги можно потратить на приобретение новой обуви. И тогда у него будут две пары – на каждый день и на выходной».

«Считалка»

Этот тренинг имеет несколько вариантов. Самый простой – «Чет и нечет». Все участники становятся в круг и поочередно называют только четные числа. Вместо нечетных говорят любое слово, допустим, «гоп». Тот, кто ошибается, выходит из игры. В результате должны остаться всего двое игроков – тот, кто называет только четные, и тот, кому остались нечетные, то есть – «гопы». Начинать тренинг также можно с медленного темпа и на начальной стадии тренинга завершать его раньше, не дожидаясь общего финала.

Когда участники приобретут навык внимательности при выполнении этого задания, следует ускорить его выполнение.

Второй вариант аналогичного задания несколько потруднее. Участники должны пропускать числа, которые оканчиваются или делятся на 3. Вместо этого они должны выполнять хлопок в ладоши.

Всего такую игру можно проводить, если в круге более 10 человек, и продолжать, пока не выйдет из игры большинство.

«Раз, два, три – поза!»

По команде руководителя «Раз, два, три – поза!» дошкольники принимают произвольные позы. По просьбе педагога они поясняют, что означает та или иная поза, которую они приняли.

Например, простейший жест – вытянутая вперед рука может означать, что человек пришел в магазин и платит деньги в кассе; протягивает деньги за проезд в автобусе; здоровается; приглашает к столу; указывает новичку в классе его место; показывает, что его руки чистые, и так далее.

«Дирижер и следователь»

Участники стоят в кругу. По указанию руководителя один из них назначается следователем – он должен определить дирижера, показывающего всем остальным только жесты, которые надо выполнять за ним. Следователь отворачивается, а руководитель без слов указывает, кто будет игроком-дирижером. Остальные ребята должны повторять движения дирижера, не выдавая его, а лишь наблюдая действия краем глаза и повторяя их.

Следователь поворачивается и по движениям ребят узнает, кто руководит всем коллективом.

«Пропусти позу»

Занятие можно проводить в круге.

Каждый из игроков смотрит на соседа, стоящего справа, и отстает от него на одну позу – то есть показывает позу того, кто был за одного человека до него.

Игру начинает один человек – например, обхватывает голову руками. Но его позу показывает не сосед, а тот, кто находится через одного человека от него в левую сторону.

Потом свою позу показывает второй игрок, и его повторяет тот, кто оказывается через одного от него, и так далее.

Игра «Рак, рыба, роза, рука»

Игроки встают в круг. Руководитель находится в середине круга. Он поясняет условия игры.

— Я сейчас буду поочередно называть слова – рак, рыба, рука или роза. На каждое слово вам придется производить свое действие. Давайте разберем, чем примечательны эти четыре разных предмета.

Например, рак имеет обыкновение пятиться задом наперед. Значит, если прозвучит слово «рак», то вам надо пятиться назад. (Ребята выполняют названные действия.)

Рыба – плавающее животное. Когда вы услышите это слово, вам надо выполнить руками вперед плавающие движения.

Если прозвучит слово «рука», вам надо хлопнуть в ладоши.

А чем примечателен цветок роза? Конечно, своей красотой. А еще тем, что у него замечательный нежный запах. Значит, при слове «роза» вам надо показать движения, будто вы приседаете, срываете этот цветок с куста и нюхаете его.

Проводится игра. Руководитель вперемешку произносит разные слова команд: «Рыба! Рак! Роза! Рука!» Задача ребят – не перепутать, показывая нужное действие.

Тот из участников, кто опоздал или неверно показал действия, становится водящим и продолжает игру.

Игра «Льдышка, картошка и бабочка»

Руководитель предлагает сначала потренироваться, поясняя необходимые эмоционально-образные ситуации:

— Ребята, если вы в руках подержали льдышку, то руки замерзнут и их надо согреть. Как это сделать? (Ответы детей.) Правильно, подышать в ладони. (Вместе с ребятами дышит в ладони, согнутые «чашечкой».) А если у вас в руках оказалась вдруг горячая картошка, как надо поступить? Правильно, отбросить ее от себя, чтобы не обжечься. (Вместе с ребятами делает броски вперед пальцами.) А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо. (Вместе с ребятами поднимает ладони кверху.) Теперь ваше задание: не ошибиться, когда я называю одно из трех слов: «льдышка» (дышим на руки), «картошка» (бросаем ее вперед) и «бабочка» (поднимаем ладони вверх).Проводится несколько раз.

Игра «Шишки, желуди, орехи»

Руководитель поясняет условия игры:

— В лесу на деревьях появляются не только нарядные и разные по своей форме листья. На них созревают шишки, орехи, желуди. Давайте поиграем в интересную подвижную игру. Она так и называется – «Найди шишки, орехи и желуди». Прошу вас выстроиться в один ряд.

Руководитель проходит вдоль ряда выстроившихся участников, говоря каждому из них, кто кем окажется: «шишкой», «орехом» или « желудем». Каждый из детей при этом выполняет характерный жест:

— «шишки» приставляют руки к ушам, растопыривают пальцы;

-«желуди» делают ладонями домик над головой в виде шапочки;

-«орехи» опускают руки вниз, слегка закругляя их в локтях.

Ребята по команде руководителя произвольно ходят по аудитории. Когда руководитель хлопает в ладоши, каждый из «шишек», «орехов» и «желудей» должен наитии себе еще двух товарищей и взяться с ними за руки. Игру можно проводить несколько раз.

Игра-задание «Не попадись на ошибку»

Руководитель поясняет суть задания:

— Я стану называть разные части нашего тела – руку, ногу, колено, нос, ухо, шею и другие, но при этом показывать буду не их, чтобы сбить вас с толку. Не попадитесь на мою провокацию, покажите вашу руку, ногу, нос или ухо правильно.

После этого проводится игра, во время которой все участники вместе с руководителем слегка похлопывают себя ладонями по коленям и скороговоркой произносят: «Поехали-поехали». Руководитель внезапно прерывает монотонность речи, выкрикивая, например: «Рука!» — но при этом хватаясь за шею.

Тот, кто, подражая ему, также схватится за шею и тем самым попадется на обман, выбывает. Тот, кому удалось продержаться дольше остальных, объявляется самым внимательным.

Тренинг на внимание «Слушай мою команду!»

Руководитель просит ребят выполнять его команды. Но делать это надо только в том случае, если он перед каждой командой говорит слово «внимание». Если такого слова он не произносит, то команду выполнять не надо. После этого руководитель может подавать, например, такие команды:

— Внимание, подняли вверх правую руку. Теперь – левую. (Эту команду выполнять не надо, так как ведущий не произнес перед ней слова «внимание». Далее команды могут быть самыми разнообразными.) Внимание, посмотрите направо, теперь – налево. Внимание, похлопайте в ладоши; внимание, поверните голову направо; теперь – налево; внимание, положите правую руку на плечо соседа и т. д.

Игра «Звери, птицы, рыбы»

Участники встают в кружок. Руководитель объясняет условия игры:

— Сейчас каждому из вас надо будет вспоминать названия рыб, птиц или зверей. Но каждый раз надо будет называть новые названия, повторяться запрещается.

После чего руководитель ходит по кругу, бормоча: «Звери, птицы, рыбы. Звери, птицы, рыбы», — а затем внезапно указывает на кого-то из ребят и произносит: «Зверь!» (или «Птица!», или «Рыба!»). Участник должен вспомнить и дать название зверя, птицы или рыбы. Тот, кто не сможет дать ответ, выходит из игры.

Эту игру можно также проводить с мячом в руках. Руководитель не просто указывает на участника, который должен дать ответ на его вопрос, а бросает этому игроку мяч. Соответственно, игрок должен возвратить мяч вместе с ответом.

Игра «Зима – лето»

— Все мы знаем, что бывают слова, относящиеся к лету: солнце, клумба с цветами, стрекоза; и есть слова, относящиеся к зиме: лед на реках, снежная баба, сосулька.

Ваша задача такая. Если услышите слово летнее, то хлопните в ладоши, а если прозвучит слово зимнее, то вам надо громко загудеть – словно ветер зимний сильно подул, метель закружил. Понятно, как в такую игру играть? Тогда начинаем игру. (Ребятам называют вперемешку «зимние» и «летние» слова, на каждое из которых они реагируют должным образом. В соответствии с заданием дети должны хлопнуть в ладоши или загудеть.)

Например: снег, снежинка, ручеек, путешествие на лодке, катание на лыжах, бабочки, тополиный пух, катание на коньках, каток на реке, купание, снежная баба, новогодняя елка, клумба с цветами, сосулька, снегирь, иней на ветках, травка зеленая, сугробы на крышах, плавание в речке, катание на санках, постройка снежной горки, встреча Нового года и т. д.

«Второстепенный персонаж»

Суть игры – пересказ известной сказки от лица второстепенного персонажа.

Вот как, например, будет звучать пересказ сказки «Репка» словами мышки. Как мы все помним, мышка там появляется самой последней. Но зато без нее не могло бы состояться главное дело – вытаскивание репки из земли. А свой рассказ она могла бы начать так:

— Моя норка находится как раз под грядкой, на которой выросла эта огромная репка. И вот в одно прекрасное осеннее утро я была разбужена топотом ног и криками: «Эй, ухнем! Еще разик, еще раз!»

Что это было? Я вылезла из норки и посмотрела: дед, бабка, Жучка и Мурка, вцепившись друг в друга, старательно дергали эту огромную репку из земли. Она так крепко вросла в землю, что они уже все вспотели, а она – ни с места. Они уже дергали – дергали. В моей норке весь потолок от их усердий осыпался. Так и пришлось им меня звать. Послали за мной Мурку. Я, понятное дело, сначала испугалась. Представляете, всовывается в мою норку кошачья голова и орет: «Мяу! Мышка, где ты?» А потом, когда она меня позвала репку из земли тянуть, я долго отказывалась, говорила, что мне некогда…

Попробуйте сами досочинять, что могло произойти дальше, ведь конец этой истории всем хорошо известен.

Вот и многие другие сказки можно пересказать совершенно по-иному – от лица второстепенного персонажа. Задача участников – придумать и рассказать такую историю.

Задание «Допиши любимую книгу»

Руководитель поясняет задание:

— В каждом произведении есть эпизоды, которые стали для автора второстепенными, — о них упоминается только вскользь. Но давайте попробуем остановить свое внимание и развить сюжет, который остался за канвой основного повествования. (Руководитель может подсказать такой сюжет, задавая наводящие вопросы.)

Например, вспомните, как дед и баба испекли Колобок и поставили его на окошко студиться. Что могло произойти за то время, пока Колобок сидел на окошке?

Вот, скажем, по двору ходили Курочка и Петушок, они заметили Колобка и завели с ним разговор. Или возле Колобка пролетела красивая Бабочка, едва не задев его своими крылышками. Колобку понравилась нарядная Бабочка, он тоже захотел научиться летать. Он принялся подпрыгивать и в один прекрасный момент свалился с подоконника. Так он оказался на земле, и начались его приключения.

Какие еще сказки вы можете сразу вспомнить, чтобы к какому-то из этих эпизодов присочинить свой маленький сюжет?

Задача ребят – заострить свое внимание на каком-то пропущенном моменте из приключения главного героя и пофантазировать, что могло бы произойти в этот момент.

«Бег ассоциаций»

Упражнение проводится ребятами, стоящими в кругу. Первый участник произносит вслух два не связанных между собой слова, например: «шкаф» и «кошка». Второй участник произносит фразу, в которой соединяются второе слово с первым. Например: «В закрытом шкафу спала кошка». А затем этот же участник называет одно свое слово, например, «банан». Следующий участник связывает второе слово с третьим какой-то фразой, например: «Так как это была африканская кошка, она очень любила бананы», после чего произносит свое слово. Так игра продолжается, пока последний участник не закончит рассказ.




map