Конспект индивидуального логопедического занятия Постановка звука С



Конспект логопедического занятия

На тему: «Звук С »

Составлен Решетниковой Юлией

Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период

Тема: звук С;

Этап: постановка звука;

Задачи:

1. Развитие правильного артикуляционного уклада;

2. Постановка звука С;

3. Развитие фонематического слуха;

4. Развитие речевого дыхания

5. Развитие артикуляционного аппарата

6. Развитие мимической мускулатуры

Оборудование: круглый леденец на палочке, слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, две куколки, предметные картинки.

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Саша, пойдём с ним знакомиться

Массаж.

Слонёнок Саша не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.

Артикуляционная гимнастик:

«Лопаточка»

Чок- чок, чок- чок,

Я — весёлый язычок!

Побегу сейчас гулять,

На крылечке загорать.

«Часики»

Чок-чок, чок-чок,

Наш весёлый язычок

На часы взглянул — идут:

«Тик-так, тики-тук!»

«Вкусное варенье»

На солнышке повалялся

И проголодался.

«Маляр»

Хватит отдыхать, вставай!

Не ленись и не зевай,

В руки кисточку возьми,

Потолочек побели

«Чашечка»

Потолочек побелили,

А ведь чашки не помыли!

Чок-чок,чок-чок,

Я весёлый язычок.

День прошел и — на бочок.

Мимическая гимнастика

Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко.

А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.

Дыхательная гимнастика

А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим:

Если уж в лесу гулять

Надо воздухом дышать!

Подышите, как я.

Выдох – пффф

Пауза

Возврат дыхания – пффф

Пауза.

Возврат дыхания – с-с-с-с

Пауза.

Возврат дыхания – пффф

Пауза.

Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотри, какие кораблики плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Работа над просодикой:

Поиграем в игру «Громко-тихо», я говорю слово «Громко», ты громко произносишь звук А. Я говорю слово «Тихо», ты тихо произносишь звук А. Давай попробуем.

А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А, а если хлопну два раза, то тихо.

Артикуляционная гимнастика:

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

— Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

Постановка звука:

Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос , глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов(ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука).

Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук, давай ещё раз его повторим.

Уточнение артикуляции:

Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико — артикуляционный профиль звука “С”

Конспект индивидуального занятия Постановка звука с

— Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? — Ребёнок – улыбаются.- Что остаётся между зубками?- Ребёнок – щель.

— Язычок, какой узкий или широкий?- Ребёнок – широкий.- Куда упирается кончик языка?- Ребёнок – в верхние зубки.- Язычок, что ещё делает?- Ребёнок – выгибается горкой.- Какая воздушная струя?- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) — Холодная.- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?- Ребёнок – глухой.- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили .

Фонематические процессы:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш…)

Автоматизация изолированно:

Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук С: НАСО…, КАКТУ…, АВТОБУ…, КОМПА…, ЛЕ…, ТРУ…

Дома нарисуй Сашу, и придумай пять слов со звуком С.

Итог: Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”) И ещё раз произнеси ССС.

— Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?

— Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Саша).

— Правильно! Молодцы!

— Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.




map