Конспект занятия Климатические зоны Земли Пустыня Ледяная зона



Программное содержание:

1. Формировать у детей представление о климатических зонах: пустыни и ледяной зоны ( особенности климата, растительного и животного мира);

2.Перечислить приспособительские особенности растений и животных в природной зоне;

3.Уточнить и расширить представления детей об образе жизни животных в этих зонах;

4.Расширить знания детей о верблюде;

5.Обогащать и активизировать словарь: пустыня, верблюжья колючка, скорпион, барханы, мозолистые подошвы, морж, тюлень, гагары, северное сияние, полярная ночь, мхи, лишайники. Учить аргументированным ответам на вопросы;

6.Вызвать и поддерживать исследовательское поведение детей на занятии;

7.Развивать интерес к природе разных климатических зон.

Ход занятия:

Раздаётся телефонный звонок. «Разговариваю» по телефону, затем сообщаю детям:

— Только что позвонили из редакции журнала « Вокруг света». Дело в том, что выпуск нового номера задерживается. А в редакции узнали, что в вашей группе живут наблюдательные, любознательные и очень ответственные ребята, поэтому они предлагают нам с вами отправиться в экспедицию для сбора информации о разных климатических зонах.

Ну, что принимаем предложение?

— Да!

— Тогда захватим с собой блокнот для записей, авторучку, папку для сбора материала, фотоаппараты.

Нам только надо решить: на чем лучше всего отправляться на это задание.

( Рассуждения детей)

Договариваемся лететь на « самолёте» ( быстрее, удобнее)

— Итак, заводим « мотор». В путь!

Звучит звукозапись.

Приземлились на коврик с картиной « Пустыня»

— Где это мы приземлились? (В пустыне)

— Что вы ощущаете? ( Жара, зной, хочется пить, ноги утопают в песке, песок раскалённый и т.д.)

Пустыня- от слова «пусто». А так ли это на самом деле? Или это обманчивая пустота?

— Смотрите, кто это там прячется за камешком? ( тушканчик, черепаха, змея…)

-А кто это хвост потерял и почему? (ящерица)

— Смотрите, смотрите, а вон кто-то в песок закопался! ( змея, скорпион)

— А что вы ещё себе представляете, когда слышите слово «пустыня»? (верблюд, сайгак, ушастый ёж, верблюжья колючка, кактус)

— Ребята, посмотрите внимательно на верблюда. Давайте получше исследуем этот объект живой природы. У него такая необыкновенная внешность! И зачем ему эти горбы?

Подвожу итог и «записываю» в блокнот. Молодцы, отличный материал!

— Ребята, а ещё я знаю, что ходы в носовой полости у него могут закрываться. Почему это происходит? Как вы думаете?

Если дети затрудняются, говорю: « Я вспомнила! Это для того, чтобы во время бури песок не попадал ему в нос, остаётся маленькое отверстие, чтобы он мог дышать»

— А почему верблюд длительное время может обходиться без воды? Давайте для этого проведём опыт. ( кн. Т.М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр. 101, 171.)

— Ой, а что это у него на коленях? ( Мозоли)

— И для чего они ему?

— А где ещё есть мозоли у верблюда?

— А зачем верблюду шерсть?

( Рассуждения детей)

— Теперь давайте всё «сфотографируем». Итак, всё запомнили, записали, а теперь дальше в путь.

«Завели» моторы, полетели. ( Звукозапись самолёта)

— Мы приземлились в ледяной зоне ( на мольберте)

— Здесь также жарко, как и в пустыне?

Дети рассказывают о климате: холод, кругом снега и льды, часто бушуют метели.

— Посмотрите внимательно, такое впечатление, что тут темно, Я плохо вас вижу.

Дети: Это полярная ночь. Она длится зимой несколько месяцев. Только снег излучает свет да звезды. И то только тогда, когда нет метели.

-А кто же тогда может выжить в таких суровых условиях?

Дети называют представителей живого мира ледяной зоны: белый медведь, тюлень, морж, кит, чайки, гагары, кайры.

Вместо белого медведя ставлю на мольберт бурого. Дети замечают ошибку и доказывают, что бурый медведь здесь не выживают. Это травоядное животное. И шерсть не приспособлена для жизни в этой зоне и т.д.

— А растительность здесь хоть какая-нибудь есть? ( Нет, т.к. нет почвы, можно лишь встретить мхи да лишайники)

— Ну что, давайте и эту зону « сфотографируем»

Молодцы и здесь интересный материал собрали. А теперь пора возвращаться домой.

Звукозапись самолёта.

— Ребята, пока мы летели на « самолёте», я напечатала « фотографии». Давайте посмотрим, что у нас получилось.

— Давайте разложим эти фотографии по зонам. Каждый ребёнок берёт « фотографию»- символ ( песок, барханы, солнце, снег, северное сияние, «следы медведя» и одна фотография «чистая») и объясняет, в какую зону положит её.

— Ребята, одна «фотография» не получилась. Чтобы на ней могло быть? (верблюд, ящерица, тюлень, морж и др. ответы детей)

— Молодцы, вы настоящие знатоки, во всем разобрались, всё записали, сфотографировали.

— На встречу с нами пришли журналисты и им не терпится задать нам свои вопросы. Давайте проведём для них пресс- конференцию.

Дети садятся за стол, перед ними « микрофоны» и « журналисты» ( гости) задают им свои вопросы.

Как охотятся белые медведи?

Чем питаются вараны?

Верблюд- это домашнее или дикое животное?

Впадают ли в спячку белые медведи?

Почему животные ледяной зоны не замерзают?

Почему белые медведи не скользят на льду?

Как растения приспособились к жизни в пустыне?

« Журналисты» благодарят детей за исчерпывающую информацию и выражают надежду, что ребята привезут не менее интересный материал из других климатических зон.




map