Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе Живое и неживое



Живое неживое

(занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе)

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Габидуллина Виктория Юрьевна

МДОУ №8 «Теремок»

г.Подольск

Программное содержание:

Закрепить представление о том, что растение – это живая природа.Выделить признаки.

Подвести к пониманию участия растений в обмене процессе.

Формировать экологическое сознание.

Развивать аналитические способности.

Продолжать учить кодировать информацию, используя символы.

Воспитывать желание быть полезным.

Материалы к занятию: карточки – схемы, конверт с письмом

Предварительная работа:

Посадка семян подсолнуха и тыквы, наблюдение за ростом.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я утром пришла в детский сад и увидела на окошке конверт, давайте посмотри , что же в нем.

«Ребята, помогите нам разобраться. Семена растений можно назвать живыми? Мальвина и Буратино».

Поможем им? Но сначала вспомним , что такое живой организм? Почему мы человека называем живым?

Дети: Живой организм, это когда питается, растет, двигается. Человек растет, двигается, питается, развивается – он живой.

Вывод: живое – это то, что растет, питается, дышит, двигается, размножается, дает плоды.

Воспитатель: Теперь разберемся – наши семена живые или неживые. Мы посадили семена в землю, что произошло с ними?

Дети: Семена, которые мы посадили в землю проросли и дали первые листочки.

Воспитатель: Что же мы напишем Мальвине с Буратиной ?

Дети: Семена живые, так как они растут.

Воспитатель:Давайте зарисуем этот момент жизни. (схема на наборном полотне)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно для роста растений, чтобы они были красивыми?

Дети: Мы их поливаем, подкармливаем.

Воспитатель: Чтобы растениям быть здоровыми, хорошо расти, они должны питаться. Зарисуем этот момент.

Воспитатель:А, что происходит с нашими растениями дальше? (картинки подсолнуха и тыквы)

Дети: Они растут, а потом зацветают.

Воспитатель: А растут они не одинаково? Давайте сравним.

Дети: Подсолнух растет вверх, цветы у него крупные. Тыква стелется, цветы у нее, как колокольчики.

Воспитатель: У подсолнуха корзинка полна мелких цветов, столько и будет семечек. Давайте изобразим рост растений. ( карточка)

Ребята, а можно сказать, что подсолнух двигается или нет? ( Высказывание детей)

Воспитатель: Да все растения двигаются, только не так как люди или животные. (нарисуем карточку)

Воспитатель: Подумайте и скажите, кто нибудь помогает получать плоды. Что такое плод? (версии детей)

Воспитатель: Что вы, можете услышать, если встать рядом с цветущими растениями.

Дети: Жжужание пчел, шмелей, мух.

Воспитатель: Как вы, думаете, что их привлекает к цветам?

Дети: Красота цветов.

Воспитатель: Да, молодцы, красота цветов. Наклонитесь и глубоко вздохните, что вы почувствовали?

Дети: Запах.

Воспитатель: Все растения имеют свой запах. На запах слетаются насекомые. Они достают своими хоботками нектар, сладкий сок, которым они питаются, а пыльца прилипает к их лапкам. Перелетая с листка на листок они переносят пыльцу. Опыляя растения, они помогают образованию плодов. Если растение не опыляется, то плоды не образуется. Теперь мы знаем, как появляются плоды. А скажите, сразу ли появляется большая тыква?

Дети:Она сначала маленькая, потом растет.

Воспитатель: Подсолнечник растет также. Осенью мы видим, как в шляпке сидят серо-черные детки – семечки. Значит растения приносят плоды, которые можно посадить.

Теперь, рассмотрим нашу таблицу. Семена подсолнуха и тыквы живые, с ними нужно бережно обращаться. Их надо посадить в землю, подкармливать и поливать.Цветы разные, имеют запах. На этот запах слетаются насекомые, лакомятся нектаром. Перелетая с листка на листок, они опыляют растение. Осенью появляются плоды.

Есть у растений еще одно свойство. Ночью они дышат кислородом и выделяют углекислый газ. А днем под воздействием солнца они выделяют кислород, а углекислый газ поглащают.

Давайте сделаем вывод: живые или неживые тыква и подсолнечник. ( с использованием таблицы дети доказывают).

Игра « Живое – неживое»

Воспитатель:У каждого у вас есть карточки с изображением живых и неживых объектов, надо правильно положить эти объекты. (задача правильно разложить объекты, аргументируя свой ответ) (дети доказывают и ложат картинки)

Воспитатель: Ребята, нас окружает воздух. Мы видим его? Какой он?

Дети :Воздух прозрачный, мы его не видим.

Воспитатель:Мы вздыхаем кислород, а выделяем углекислый газ. И так постоянно. Нам помогают дышать растения.как мы должны относится к растениям, чтобы себе и им не навредить?

Дети: Если не будет растений мы погибнем. Мы должны бережно к ним относится, ухаживать за ними.

Воспитатель: Дети мы сегодня помогли Буратино и Мальвине разрешить проблему. Давайте соберем схему и отправим им в сказку, чтобы они знали и смогли определить живые и неживие объекты.

Используемая литература:

1. «Дошкольная педагогика» февраль 2008. Г.Н. Казаручик «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников», стр. 19 — 24

2. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: «Академия», 1999.

3. С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.

4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.

5. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы», Санкт-Петербург 1996.

Николаева С.Н. Программа «Юный Эколог» и условия ее реализации в детском саду, Издательство «Мозаика синтез

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.

Павленко Л.Ф. В гармонии с природой. Ульяновск 1999 г.






map