Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему Л



: «Лесное царство»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.

Задачи:

в области «Познания»: продолжать рассказывать о многообразии деревьев, ягод и других дарах в лесу, закрепить представления детей о лесе.

в области «коммуникации»: закрепить названия деревьев в лесу, напомнить о разнообразных дарах, которые дает человеку лес.

в области «социализации»: Прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет.

в области «Художественного творчества»: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по — разному изображать деревья, траву, листья. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Активизация словаря: деревья осина, дуб, рябина, береза, лиственный лес, хвойный лес.

Форма организации: фронтально

Музыкальный ряд: спокойная музыка

Зрительный ряд: иллюстрации лиственного леса и хвойного.

Категория возраста: 4-5 л.

Оборудование и материалы: дидактический материал «Деревья и плоды», «Первые весенние цветы», иллюстрация земляники, ореха лесного, грибов, альбомные листы, цветные карандаши,

Предварительная работа: беседа об изменениях в природе при смене времен года, наблюдение за деревьями, за изменениями цвета листвы, чтение стихов о лесе, сбор листьев, шишек, желудей, прогулка с родителями в лес

Ход занятия :

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда- вы можете догадаться, отгадав загадки:

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой? (Береза)

Если летом дотронуться до ствола березы, то он всегда холодный, даже на солнцепеке. Кора березы белая, поэтому никогда не нагревается.

Следующая загадка:

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит (Осина)

Сверху листья осины зеленые, снизу – серебристые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зеленым, то серым- словно переодевается. А вот еще одна загадка:

Богатырского сложения, он раскидист и высок

Желуди на нем растут, отгадайте как зовут? (Дуб)

Дубы –лесные великаны и долгожители, они красивы и сильны. Дубы угощают диких свиней их любимым лакомством- желудями.

И последняя загадка:

Стройная, прекрасная, на ней ягодка красная (Рябина)

Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут.

Вот и отгадали мы загадки. А где растут эти все деревья? Верно, эти деревья можно встретить в лесу. Ребята, лес, где растут березы, осины, дубы, рябины называют лиственным. Почему так его называют ? (ответы детей) А еще бывают леса хвойные. Кто догадался, какие там деревья растут? (сосны, ели) Почему лес, где растут сосны и ели называется хвойным? (Хвойные деревья-зеленые круглый год, потому что хвоинки осенью не опадают, а лиственные деревья всю зиму стоят голые).

Теперь я предлагаю вам поиграть, представьте себя красивыми листиками. Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.

Слова к игре:

Мы листочки, листочки,

Мы Красивые листочки

Мы на веточках сидим, (дети стоят с листочками в кругу)

Ветер дунул – полетели (дети разбегаются)

Мы летали, мы летали, (дети бегают, помахивая листочками, приседают)

А потом летать устали! (дети приседают на корточки, помахивая листиками над головой).

Перестал дуть ветерок-

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (дети снова разбегаются, помахивая листиками).

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут)

И на землю тихо сели.

А теперь поиграем в игру «С какого дерева листок»

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Ребята, что еще растет в лесу? Отгадайте:

Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко

Кто не идет, всяк поклонится? (Правильно, это земляника-первая лесная ягода).

Кто-нибудь собирал землянику в лесу? Где она любит расти?

Еще одна загадка:

Шапка да ножка – вот и весь Ермошка (гриб)

В лесу очень много грибов. Какие съедобные грибы вы знаете? Можно ли собирать незнакомые грибы? Почему? Какие ядовитые грибы растут в лесу?

Следующая загадка:

Маленький Иван – костяной кафтан (орех)

Правильно, ребята, и грибы и ягоды и орехи растут в лесу, там много трав цветов. Это пролески, ландыши, хохлатка, колокольчик, медуница и очень много разных цветущих растений.

Ребята, лесные растения насыщают воздух неповторимой свежестью, поглощают различные вредные вещества, попадающие в атмосферу с промышленных предприятий. Они удерживают влагу в земле и препятствуют разрушению почвы. Лес – это источник всевозможного ценного сырья.

Ребята, из древесины делают мебель, строят дома, делают бумагу и картон. А еще делают искусственный шелк и шерсть, фотопленку, каучук, пластмассы спирты.

Лес – щедрый друг человека. Послушайте стихотворение А. Рождественской:

Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой, Таню-костяникой,

Машеньку-орешком, Петю-сыроежкой,

Васю-хворостинкой!

Как вы думаете, ребята, почему лес всех угостил, а Васю наказал?

Конечно, наверное Вася ломал ветки деревьев, выдергивал растения или пинал ногой мухоморы, а может быть хотел разорить муравейник?

Можно ли делать так, ребята?

Да, так поступать в лесу нельзя.

Нельзя в лесу разбрасывать бумажки, оставлять мусор, ломать ветви с деревьев и кустарников, с корнем выдергивать лекарственные травы, топтать ядовитые грибы. Чтобы узнать лесные тайны никогда нельзя шуметь в лесу, нужно научиться бесшумно ходить по лесу.

Давайте проверим, умеем ли мы ходить бесшумно по лесу. Давайте, попробуем. Теперь нам можно отправляться и в лес.

А теперь мы с вами попробуем нарисовать красивый лес. Кто-то нарисует лиственный, а кто-то захочет изобразить хвойный лес.В конце занятия мы посмотрим у кого какой лес получился и с какими дарами. Приступаем к работе. В конце занятия вместе с детьми анализируем рисунки.




map