Конспект занятия по развитию речи



Конспект занятия по развитию речи.

Тема: «Осень»

Цели: 1.закрепить знания об основных признаках осени;

2.учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

Оборудование:1. сюжетные картины об осени;

2. книга «Русская живопись», картинка И.И. Ливитана «Осень золотая»

Словарный материал:

Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание,

Прилагательные: ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные,

Глаголы: увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, курлыкают, убирают, срывают, выкапывают и др.

Ход занятия.

Организационный момент.

Введение в тему:

Воспитатель: чтение стихотворения:

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшийся злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна,

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…..

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна. (А. Фет)

Беседа с детьми по вопросам:

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Назовите осенние месяцы.

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

– Что стало с листьями на деревьях?

– Куда улетают птицы?

– Что делают на полях?

Подбор слов – действий.

Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

Физ. Минутк

Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, руки – в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся    (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,     (движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят.       (поднимаются, кружатся)

Пальчиковая гимнастика:

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец)

Воробью, (Разогнуть указательный палец)

Синичке, (Разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение)

6. Подбор синонимов.

Педагог предлагает подобрать синонимы к глаголам, например: высохли цветы – увяли, пожелтели, засохли.

7. Беседа по картине И. И. Ливитана «Осень золотая».

Воспитатель задает детям вопросы:

– Какое время года видите?

– Какие листья на деревьях?

– Почему картина называется «Золотая осень»?

– Что означает слово «листопад»?

8. Итог занятия.

Обсуждение с детьми пройденного материала.

 

 

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Осень

Цели: учить составлять рассказы об осени с опорой на карточки-схемы; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

О б о р у д о в а н и е : карточки-символы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Активизация внимания.

– Пусты поля, мокнет земля, листва опадает. Когда это бывает?

– Кто догадался, о каком времени года мы будем учиться составлять рассказ?

3. Рассказ педагога об осени (с использованием карточек-символов).

4. Работа с карточками-символами.

Педагог перемешивает карточки-символы и предлагает разложить их в той последовательности, в которой он задает вопросы.

– Как осенью греет солнце?

– Какой дует ветер?

– Что появляется на небе?

– Какой осенью моросит дождь?

– Какими становятся деревья и кусты?

– Куда улетают птицы?

5. Самостоятельная работа.

Педагог предлагает детям самостоятельно составить рассказ (используя опорные карточки-символы).

6. Итог занятия.

«Белка»

Сидит белка на тележке,

(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки,

(Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке,

(Разогнуть большой палец.)

Воробью,

(Разогнуть указательный палец.)

Синичке,

(Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому,

(Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому.

(Разогнуть мизинец.)

Вот так!

(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение




map