Конспект занятия по развитию речиТема Образование названий детёнышей История в зимнем л



Тема: Образование названий детёнышей. История в зимнем лесу.

Цели: 1..Закрепить названия диких животных.

2.Упражнять в образовании существительных ,обозначающих названия диких животных.

3.Расширять активный и пассивный словарь по теме.

4.Развивать речь ,память, внимание ,мышление ,мелкую моторику.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: сюжетные картинки из серии «Семья диких животных»; игрушка « Лесовичок»; волшебная палочка ; шаблоны диких животных и их детёнышей; магнитофонная запись загадок и зимней сказки; ёлки , ватман, фломастеры, лукошко, конфеты.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята сегодня у нас необычное занятие ,к нам пришли гости .Давайте поздороваемся с ними.

-Ребята, скажите, какое сейчас время года? Правильно ,зима.

-А хотите отправиться в весенний лес на прогулку?

-Да ,хотим.

-Надеваем лыжи-и в путь!

(звучит музыка, дети идут по залу ,останавливаются возле домика Лесовичка)

3 .Введение в тему занятия.

-Кто же живёт в этом домике? (ответы детей)

Давайте посмотрим !Да это же Лесовичок! А в руках у него волшебная палочка.

Я слышу ,он нам что-то говорит .Послушайте.

(магнитофонная запись:-Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок, охраняю этот лес. Вы пришли ко мне в гости? Тогда выполните моё условие: передавайте волшебную палочку друг другу и называйте тех, кто живёт в моём лесу.)

Ребята вы поняли условия Лесовичка? Я вам подскажу ,как правильно ответить. Начинайте так :»В лесу живёт……» Слушайте внимательно друг друга ,не повторяйтесь.

(дети друг другу передают палочку и называют животных леса)

Лесовичок :— А теперь отгадайте мои загадки.

1)Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый –краса,

А зовут её иса).

Дети отгадывают загадки .Картинки-отгадки выставляется на доске.

: -Лиса рыжая.(Хитрая ,быстрая, ловкая….)

Давайте назовём лисью семью: Папа –лис, мама –лиса, дети-лисята, один-лисёнок.

Лесовичок:- Слушайте вторую загадку:

2)Кто зимой холодной

Бродит злой ,голодный?(Волк).

Давайте назовём волчью семью апа –волк ,мама-волчица ,дети-волчата ,один –волчёнок.

Лесовичок: тгадайте следующую загадку:

3)Хвост пушистый дугой

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый ,темноглазый,

По деревьям любит лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле.(Белка).

-Белка какая?(Быстрая ,ловкая, красивая….)

-Давайте назовём беличью семью апа-белка, мама-белка, дети-бельчат а ,один -бельчонок.

Лесовичок:-Вот для вас ёщё одна загадка:

4)Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.(Ёж)

-Ёж какой? (Колючий, умный ,ловкий ,маленький.)

-Давайте назовём семью ежа .:Папа- ёж, мама-ежиха ,дети-ежата ,один-ежонок.

Лесовичок:- Слушайте следующую загадку:

5)Зверька узнаём мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой –летом.(Заяц)

-Заяц какой?( Маленький ,трусливый ,быстрый)

Давайте назовём заячью семью: Папа-заяц, мама-зайчиха ,дети- зайчата, один-зайчонок.

Лесовичок:-Молодцы ,ребята !Слушайте последнюю загадку:

6)Ходит летом косолапо,

А зимой сосёт он лапу.(медведь)

-Медведь какой?(Папа-медведь, мама-медведица ,дети- медвежата,один-медвежонок.

-Молодцы, ребята, хорошо отвечали. А теперь немного отдохнём и поиграем.

4 .Физкультурно –оздоровительный момент

-Собрались лесные зверята вокруг ёлки поскакать. И мы с вами тоже встанем вокруг ёлочки и поиграем:

Медвежонок топ –топ! ( дети хлопают ногами)

А ежонок хлоп –хлоп! (дети хлопают в ладоши)

А волчонок щёлк-щёлк! (щелчки пальцами)

А лисёнок шмыг- шмыг! (прыжки на двух ногах)

А бельчонок прыг-прыг! («срывают орешки » в прыжке)

5 .Прослушивание сказки »История в зимнем лесу»

Лесовичок хочет вам рассказать сказку .Послушайте его.

Лесовичок:-Сядьте, пожалуйста поудобнее. Я вам расскажу интересную историю .Дело было зимой. Все тропинки ,полянки засыпал белый пушистый снег. Укрыл он тёплым одеялом все деревья в лесу .Вот в такой ясный морозный зимний день отправились на прогулку лесные звери :волки ,лис ы ,зайцы вместе с малышами .И только семья медведей крепко спала в берлоге. Развеселились детёныши малыши ,побежали ,поскакали по заснеженным дорожкам, разбудили даже семью медведей ;и не заметили ,как заблудились.

Зимний день короткий .Стало темнеть в лесу. Заволновались мамы Где же наши мамы?»

Забрались малыши на ёлку ,чтобы лучше было видно и сидят ждут ,когда же их найдут…

(появляется ёлка с малышами ) Лесовичок ставит ёлку с малышами).

Ребята ,вы можете помочь мамам найти малышей ,если правильно их назовёте.

6 .Упражнение в словообразовании сущесвительных ,обозначающих названия детёнышей животных.

Вот на полянке появилась мама-лиса .Она зовёт своего малыша.

-Лисёнок! (Ребёнок подходит к ёлке ,ищет малыша, ставит рядом с мамой и говорит:

-Лиса с лисёнком вместе.)

-Прискакала сюда же зайчиха .Как она зовёт своего детёныша? (Зайчонокто с кем вместе?

-Опустилась с дерева на полянку мама-белка. Как она зовёт своего любимого сыночка?

(Бельчонок).

-Вперевалочку идёт мама едведица. А как она зовёт своего малыша?(Медвежонок).

Аналогично волчонок ,ежонок.

-Все мамы нашли своих детей ,а помогли им в этом вы ребята. Спасибо вам!

(песня про маму)

8.Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев.

-Ребята, давайте сделаем подарок для Лесовичка. Посмотрите он нам приготовил листы бумаги и карандаши. для него мы нарисуем картину с изображением детёнышей диких животных. (Дети подходят к столу и на листе ватмана обводят шаблоны)

Лесовичку дарят подарок .Он прощается и уходит.

-Ребята нам пора возвращаться в детский сад!

9.Итог занятия.

Оценка работы детей.

-Ребята ,вам понравилось путешествие?

-Кого мы встретили в зимнем лесу?( лесных зверей ,Лесовичка.)

Лесовичку очень понравились ваши ответы и он приготовил вам сюрприз.(конфеты

«Мишка на палочке» ) Логопед угощает детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида детский сад «Звёздочка» г. Зернограда

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: «Образование названий детёнышей. История в зимнем лесу».

(старшая группа)

Логопедараба.Л.А.

2006 г

г .Зерноград






map