Конспект практикума для родителей Мама в выходной поиграй со мной



Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа – детский сад № 662

компенсирующего вида

Кронштадского района Санкт — Петербурга

Игровой практикум для родителей

«Мама, в выходной поиграй со мной»

для детей младшего возраста

с нарушением зрения.

(итоговое мероприятие по проекту «Вижу, слышу, чувствую»)

(технология проектирования, ИКТ, использование приемов мнемотехники, ТРИЗА)

Тифлопедагог Герасимова Г. А.

Воспитатели Богославская М.С.

Грузд М. Б

16. 05. 2012г.

Цель: расширять информационное поле педагогической культуры родителей.

Задачи: 1. Познакомить родителей с возможностями использования игр на

развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

для полноценного познания ими окружающего мира.

2. Показать варианты игр, способствующих развитию у детей с

нарушением зрения слухового, тактильного, вкусового,

обонятельного анализаторов.

3. Вызвать у детей и родителей интерес к играм, доставить

удовольствие родителям и детям от общения в процессе совместной

игровой деятельности.

4. Компенсировать развитие зрительного восприятия детей за счет

активизации сохранных анализаторов.

5. Развивать зрительное восприятие детей, используя педагогические

образовательные технологии – проектирование, ИКТ.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор для показа презентации.

2. Экран.

3. Под салфетками кусочки фруктов на

шпажках для опробования на вкус- банана, апельсина,

яблока, винограда.

4. Овощи картофель, огурец, помидор, морковь (для игры по развитию осязания).

5. Совочки, формочки, лопатки для распознавания на ощупь.

6. Бутылочки с запахами шоколада, апельсина, лука, чеснока.

7. Киндеры, наполненные песком, камушками, семенами.

Ход практикума:

Организационный момент. Мамы присаживаются за столы (без детей), на которых все приготовлено для проведения игр.

Вступительное слово тифлопедагога.

Слайд №1.

Дорогие родители! Сегодня мы пригласили Вас на игровой практикум, который называется «Вижу, слышу, чувствую». Он посвящен вопросам развития чувственного восприятия у детей, имеющих зрительные нарушения.

Слайд №2.

Ребенок познает мир посредством чувственного восприятия. Мир открывается ему в разнообразии формы, цвета, запахов, звуков и других признаков и свойств. Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Давайте это рассмотрим на примере яблока. С помощью зрения он определяет его цвет, форму, величину. С помощью слуха знает, как оно хрустит при откусывании. С помощью носа он ощущает запах яблока и всегда отличит его от других запахов. С помощью тактильной чувствительности знает, что яблоко твердое, гладкое. С помощью вкусового анализатора ребенок узнает, что оно сладкое или кислое. Вот сколько много информации о яблоке можно узнать с помощью своих органов чувств. Восприятие объединяет все свойства предмета и формирует представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет убирают, по одному только запаху или вкусу может представить его вновь.

У ребенка со зрительной патологией возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия частично выключается зрительная информация. Поэтому детям с нарушением зрения нужно создавать специальные условия для активного развития сохранных анализаторов (слухового, осязательного, вкусового и обонятельного), чтобы формировать у них качественный зрительный образ и развивать возможность полноценно познавать окружающий мир.

Сейчас мы предложим Вам, уважаемые родители, поиграть вместе с детьми в игры, развивающие все органы чувств ребенка и способствующие полноценному познанию окружающего мира.

Слайд №3.

Тифлопедагог:

«Мама, в выходной поиграй со мной!» Дорогие мамы! Эти слова мы сделали девизом нашего практикума, так как именно в этот день не надо спешить на работу, и Вы можете уделить своим детям больше внимания: сходить с ними погулять, пообщаться, поиграть.

Сейчас мы предлагаем Вам игры на развитие чувственного восприятия, в которые можно поиграть дома в разные режимные моменты выходного дня.

Входят дети и садятся за столы к своим мамам.

Воспитатель:

Ребята! Вы сейчас вместе с мамами будете играть в очень интересные игры. Во время игр вам будут помогать ваши помощники: глазки, ушки, ручки, ротик и носик. Давайте мы сейчас их погладим и настроим на работу.

Дети гладят руками все органы чувств.

Слайд№4.

Воспитатель:

Дорогие мамы! Представьте, что наступил выходной день. Вы просыпаетесь и начинаете готовить завтрак своему ребенку. Перед тем, как есть приготовленную кашу, можно дать малышу на завтрак фрукты. Но не просто поставить перед ним тарелку с фруктами, а предложить поиграть в игру: «Определи фрукт на вкус». Сейчас мы в эту игру поиграем.

Слайд №5.

Воспитатель:

Ребята! Посмотрите внимательно на экран и назовите фрукты.

Дети:

Яблоко, апельсин, виноград, банан.

Воспитатель:

Сейчас я предлагаю вам попробовать эти фрукты на вкус с закрытыми глазами. Приготовьте свои ротики. Мамы! Возьмите тарелочки с кусочками фруктов и каждая своему ребенку дайте их попробовать.

Дети пробуют кусочки фруктов с закрытыми глазами и определяют на вкус.

(мнемотехника – ассоциации на вкусовые качества,

ТРИ З- развитие чувственного восприятия)

Тифлопедагог:

Ребята, как вы узнали фрукты по вкусу? Какие они?

Дети:

Банан сладкий, яблоко кисло-сладкое, апельсин кислый, виноград сладкий с косточкой.

Тифлопедагог:

Правильно. Дорогие мамы, для развития у детей вкусового восприятия вы можете дома дать им попробовать на вкус не только фрукты, но и другие продукты: овощи, мясные, молочные и т. д.

Слайд №6.

Воспитатель:

После завтрака отправляемся вместе с ребенком на прогулку. Сколько звуков можно услышать на улице! Надо только прислушаться! Вот слышится звук проезжающей машины, а это слышны голоса людей и т. д.

Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру: «Отгадай, что звучит». Приготовьте свои ушки. Дети будут отгадывать звуки, а мамы будут их проверять.

Слайд №1(през-я №2).

(мнемотехника – концентрация слухового внимания,

ассоциации на звуковые образы).

Дети слушают и отгадывают следующие звуки: летит вертолет, лает собака

плачет ребенок, поют птицы, мяукает кошка, едет машина, скрипят качели,

звук дождя и ветра.

Воспитатель:

Молодцы! Вместе отгадали все звуки.

Тифлопедагог:

Дорогие мамы! Для развития у детей слухового восприятия Вы можете дома предложить ребенку послушать звуки на кухне, в парке, в магазине и т. д.

А теперь давайте немного отдохнем и разомнемся. Выходите с мамами на середину группы, будем делать зарядку под музыку.

Звучит музыка. Дети выполняют движения, мамы повторяют за ними.

Слайд №2 (през-я №2).

Тифлопедагог:

Гуляя с ребенком на улице Вы не заметили, как подошло время обеда. Спешим скорее домой, где нас ждет вкусный обед. Но, к сожалению, мама не успела приготовить к обеду салат. Ребята! Давайте поможем маме! Подберем для салата овощи. Мамы! Подвиньте салфетки со спрятанными в них овощами. Сейчас ребята будут определять на ощупь овощи для салата. В этой игре нам будут помогать наши ручки, приготовьте их.

(мнемотехникаассоциации на качества, ТРИЗ- развитие чувственного восприятия).

Тифлопедагог:

Найдите овощ — твердый на ощупь, круглый.

Дети находят и показывают картофель.

Слайд №3. (през-я №2) На экране появляется картинка картофеля.

Тифлопедагог:

Найдите овощ длинный, твердый, треугольный.

Дети находят и показывают морковку. Мамы им помогают.

Слайд №4. ( през-я №2)На экране появляется морковь.

Тифлопедагог:

Найдите овощ — мягкий на ощупь, круглый.

Дети находят и показывают помидор.

Слайд №5. (През-я №2) На экране появляется картинка помидора.

Тифлопедагог:

Найдите овощ- твердый на ощупь, овальный.

Дети находят и показывают огурец.

Слайд №6. ( През-я №2)На экране появляется картинка огурца.

Тифлопедагог:

Молодцы! Все овощи отгадали правильно. Теперь мама сделает вам вкусный салат к обеду!

Дорогие мамы! Для развития осязания ребенку дома можно дать для прощупывания руками самые разнообразные предметы: мелкие игрушки, посуду, косметические принадлежности и т. д.

Слайд7. (През-я №2)

Воспитатель:

После сытного обеда хочется немножко отдохнуть. Наступает «Тихий час». Наши дети любят засыпать днем под колыбельную музыку. Дорогие мамы! Предложите своим детям дома выбрать из нескольких мелодий именно колыбельную. А мы сейчас тоже послушаем мелодии и попробуем определить, под какую из них можно заснуть.

(мнемотехника – концентрация слухового внимания, ассоциации)

Звучит марш, колыбельная и плясовая. Дети с мамами слушают и определяют.

Тифлопедагог:

Ребята! Как вы думаете, можно заснуть под первую мелодию?

Дети:

Нет. Потому что она очень громкая, звонкая, под нее можно шагать.

Тифлопедагог:

А под вторую мелодию вы сможете уснуть?

Дети:

Да, эта мелодия тихая, плавная, грустная. Это колыбельная.

Тифлопедагог:

А почему нельзя заснуть под третью мелодию?

Дети:

Потому что под нее хорошо танцевать, а не спать.

Тифлопедагог:

Правильно, это плясовая мелодия.

Давайте еще раз послушаем колыбельную, сделаем вид, что мы засыпаем, а мамы погладят вас по головке.

Дорогие мамы! Предлагайте ребенку отгадывать на слух различные мелодии, песни и т.д. Это будет развивать у них слуховое восприятие и слуховое внимание.

Слайд №8. (През-я №2).

Воспитатель:

Во второй половине дня можно снова пойти погулять с ребенком. Теперь можно отправиться на детскую площадку. Дети младшего возраста очень любят играть в песочнице с песком. Давайте мы поиграем в игру: «Определи звук песка».

(мнемотехника – концентрация слухового внимания)

Ребята! В этой игре нам будут помогать наши ушки. Приготовьте их. Мамы! Возьмите, пожалуйста, киндеры и потрясите ими около уха вашего ребенка, а он пусть попробует определить, в каком киндере находится песок.

Мамы берут поочередно киндеры и встряхивают возле ушей детей, а они определяют киндер, издающий звук песка.

Тифлопедагог:

Молодцы, все правильно определили этот звук. Посмотрите внимательно на картинку. И скажите, чем играют дети в песочнице.

Дети:

Дети на картинке играют в песок совочками, ведерками, формочками.

(использование приемов мнемотехники – ассоциации на качества).

Воспитатель: Сейчас мы предлагаем Вам поиграть в игру: «Определи на ощупь» и узнать, какие игрушки можно взять для игры в песочницу. Мамы, разложите перед детьми салфетки с игрушками. А вы, ребята, пощупайте руками и попробуйте отгадать, что мы спрятали под ними.

Дети щупают и отгадывают: формочки, совочки и грабли.

Тифлопедагог:

Ребята! У какого предмета вы нащупали ручку и чашечку?

Дети:

Мы нащупали ручку и чашечку у совочка.

Тифлопедагог:

У какого предмета вы нащупали ручку и острые палочки?

Дети:

Мы нащупали ручку и острые палочки у грабель.

Тифлопедагог:

А как вы узнали формочку на ощупь?

Дети:

Она круглая, маленькая.

Тифлопедагог:

Молодцы! Правильно нащупали все предметы для игры в песке. Дорогие мамы, предлагайте ребенку дома чаще играть в такую игру. Развитие осязания очень важно для детей с нарушением зрения.

Воспитатель:

Ребята! Вы сейчас поиграли с мамами в разные игры. Давайте скажем спасибо нашим помощникам, которые помогали вам играть — ручкам, глазкам, ушкам, носику и ротику.

И погладим их.

Дети гладят свои глазки, ручки, ушки и говорят им спасибо.

Тифлопедагог:

Спасибо и вам, ребята, за работу. Я знаю, что все вы очень любите сладкое. Поэтому мы хотим вас сейчас угостить. Отгадайте, чем. Посмотрите на экран. Назовите все сладости, которые вы видите.

Слайд №9. (През-я №2).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map