Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для дет



Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения:

«О чём берёзонька нам хочет рассказать»

Цель:

Развивать в детях способность слышать и видеть прекрасное в музыке и произведениях искусства разных жанров, находить аналогию в музыке и живописи, в жизни и природе.

Задачи:

Образовательные:

1. пробуждать воображение детей, заданное художественным словом;

2. развитие и пополнение музыкального словаря;

3. прививать любовь к музыке, художественному слову;

4. учить слышать в музыке интонации, передающие характер, настроение музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности.

Воспитательные:

воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оздоровительные:

1. продолжать учить правильно, брать дыхание во время пения: брать дыхание между музыкальными фразами, делать короткий вдох через рот, не поднимая при этом плеч и держа правильную осанку во время распевания, исполнения песен и при выдохе;

2. снимать мышечный тонус рук и ног у детей: учить попеременно, напрягать и расслаблять мышцы рук и ног;

3. учить держать правильную осанку во время пения, исполнения танцев и хороводов.

Коррекционные:

1. развитие прослеживающей функции глаз;

2. развитие зрительного внимания;

3. глазодвигательная гимнастика;

4. развитие зрительно-слухового восприятия;

Оборудование:

Фортепиано, аудиомагнитафон, картины берёзок летом, осенью, зимой, весной; ваза, веточки берёзы с раскрывшимися почками; 2 дерева-муляжа с редкими осенними и зелёными листочками.

Средства коррекции:

Очки, подставка (Фланелеграф) для иллюстраций, цветные фоны, цветные ориентиры.

Предварительная работа с детьми:

1. разучивание стихотворений о берёзке;

2. разучивание хоровода «Земелюшка-чернозём» р. н. м.;

3. заготовка берёзовых веточек с нераскрывшимися почками.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в зал под р. н. мелодию «Сударушка» и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Приветствует детей пропевая «Здравствуйте» на мелодию р. н. п. «Во поле берёза стояла» и загадывает загадку:

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Её узнаешь по простой примете-

Нет деревца белей её на свете. (Ответы детей)

Показать картину русской берёзки, разобрать по картине образные выражении: белый сарафан, косицы.

Много различных стихотворений, загадок, песен посвящено берёзке.

Детям предлагается послушать р. н. п. «Во поле берёза стояла» в аудиозаписи первый куплет. Проводится беседа по содержанию, объяснение слова «кудрявая». Определяются некоторые средства музыкальной выразительности: темп, регистр, динамика, лад.

Но вот наступила осень, затем зима. Загрустила, заскучала наша берёзонька по своему летнему наряду и заплакала.

Дети слушают песню «Белая берёзонька» в исполнении музыкального руководителя. После прослушивания проводится беседа по содержанию песни, детям объясняются все непонятные образные выражения. Определяется характер музыки, настроение 1-го куплета. ( Печальная, жалобная, тоскливая, плачущая и т.д.) Определяются средства музыкальной выразительности, с помощью которых в этой песне раскрыт образ печальной берёзки. Лад — минорный, темп — спокойный, динамика — тихо, мелодия — стоит на одном месте «капает дождь», или, идёт движение мелодии на б2 вверх и тут же на м3 вниз на слово: «плакала», передающее плачущую интонацию берёзки, вдох и выдох. Разучивается первый куплет.

Музыкальный руководитель:

Дети, давайте поторопим ясно солнышко, чтобы скорее весна пришла и наша берёзка расцвела как прежде, и снова надела свой зелёный сарафан.

Дети выходят в центр зала, встают лицом к окну выполняют движения согласно тексту прибаутки:

Физкультминутка:

Солнышко, покажись,

Красное снарядись.

Поскорей, не робей,

Нас с берёзкой обогрей!

Звучит фонограмма укр. нар. Песни «Веснянка».

Музыкальный руководитель: (Читает текст песни):

Стало ясно солнышко припекать.

Землю, словно золотом заливать.

Громче стали голуби ворковать,

Журавли вернулися к нам опять.

А на крыльях журавлей и весна вернулась в наш родной край.

Речевая игра с движением «Ты расти, расти, берёзка». Детям предлагается отобразить движениями, мимикой и жестами содержание игры, предварительно выяснив, что сажать и поливать надо аккуратно и бережно, чтобы не поломать веточки.

Зрительная гимнастика:

Гимнастика для глаз по зрительно-двигательной траектории (по схеме Базарного В.Ф.) 2 — 3 минуты. Движение глаз в стороны, вверх, по кругу.

Коррекционная физкультминутка для детей с нарушением зрения:

Мы пришли сегодня в лес (Ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес. (Разводят руками)

Справа — берёзка наша стоит, (Отводят руки в указанную сторону и смотрят)

Слева ёлка на нас глядит. (Отводят руки и прослеживают взглядом)

Снежинки в небе кружатся, (Движение «фонарики» и смотрят вверх)

На землю красиво ложатся. (Кружась, приседают)

Музыкальный руководитель:

Читает стихи, сопровождая их движением вместе с детьми:

Мы в саду собрали ветки

Принесли их в детский сад.

Тополь, ясень и берёзки

В банке рядышком стоят.

Мы налили им водицы,

Чтоб могли они напиться.

Проходили дни, недели,

Мы на веточки глядели…

Наконец раскрылись почки,

Вышли первые листочки. Н. Найдёнова

Воспитатель вносит в центр зала берёзку уже с зелёными листочками.

Вот и нарядилась наша берёзка в свой зелёный сарафан.

С нежностью обращались к белой берёзке на Руси такими словами:

Берёза моя, берёзонька

Берёза моя белая,

Берёза раскудрявая.

Стоишь ты, берёзонька,

Посередь долинушки,

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Травка шёлковая.

Кормит твои корни

Земля родная — чернозёмная!

Дети вместе с музыкальным руководителем вспоминают значения непонятных слов, образных выражений: раскудрявая, посередь долинушки, травка шёлковая, земля — чернозёмная.

Дети исполняют в хороводе р. н. песню «Земелюшка — чернозём», выученную ранее. Перед исполнением определяются характер музыки: (весёлый, радостный, игривый, задорный, солнечный, улыбающийся и т.д.) А так же средства музыкальной выразительности, передающие этот характер: (лад – мажорный, темп – подвижный и т.д.) Следует напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять прекрасна в своём зелёном наряде.

Музыкальный руководитель:

Наряд нашей русской берёзки чудесен.

Нет деревца сердцу милей.

И сколько разных: задумчивых, нежных,

Задорных, весёлых песен

Поётся в народе о ней!

Берёзонька весёленькая,

Кудрявенькая, зелёненькая

Завивайся — ка, да во весь год,

Нам весёлым быть — да во весь год!

Итог:

В конце занятия подвести итог, что один и тот же образ берёзки, но в различном состоянии и настроении передаётся различными средствами музыкальной выразительности, такими как: лад, темп, динамика, мелодия и т.д. напомнить детям, что берёзка больше не грустит, она опять прекрасна в своём зелёном наряде. Затем детям предлагается нарисовать в групповой комнате берёзку, одетую в осенний, зимний или летний наряд, по выбору детей. Музыкальный руководитель прощается с детьми пропевая «До свидания» на мелодию р. н. п. «Во поле берёзка стояла»

Все вопросы следует задавать таким образом, чтобы у детей не складывалось ощущения, что они не знают, не умеют, не понимают (доступность).

Поощрять любые достижения и правильные ответы детей. С занятия дети должны выйти с ощущением того, что у них получилось, они справились. Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия. Учитывать возрастные особенности детей 5-6лет.






map