Конспект урока на тему Добро и зло



Тема урока: «Добро и зло»

Класс: 4

Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Ход урока

Приветствие гостей (родителей, учителей)

-Ребята, давайте поприветствуем всех наших гостей.

(Добрый день!)

Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –  

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

— Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок Основ светской этики.

-А начнём его с того, что как и всегда, повторим «золотое» правило СЭ

Не делай другим того, чего не желаешь себе») (хором)

Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

— Прочитайте эпиграфы на доске, вставьте нужные слова и попробуйте определить тему нашего урока.

Эпиграфы: При солнышке тепло, при матери ….(добро).

Всякое …(зло) наказуемо.

-Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле.

(вывешивается тема «Добро и зло» на доске).

Работа над понятиями «добро» и «зло».

а) Работа с учебником.

-Откройте оглавление в учебнике, найдите тему нашего урока и откройте нужную страницу с.39.

— Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

— Прочитайте в учебнике определение, что такое добро.

(1 уч-к читает)

б) Работа с Толковым словарём.

— А теперь давайте послушаем значение слов «добро» и «зло» в Толковом словаре С.И.Ожегова.

(2 уч-ся читают)

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло — нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

в) Работа с таблицей учебника (с.45)

— Распределите слова в 2 группы: добро – зло

— Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

— Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

в) Работа по картинкам (сказочные персонажи, реальные события).

— Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни.

— Распределите картинки на 2 группы: добро – зло. (К доске по одному выходят и распределяют картинки с изображением Бабы Яги, Кощея, Соловья-разбойника, Золушки, Ильи Муромца, Шапокляк, внучки у постели больной бабушки, войны).

— Приведите примеры из прочитанных вами литературных произведений героев, совершивших добрый или злой поступок.

(Филька -«Тёплый хлеб» К.Паустовский Женя — «Цветик -семицветик» В.Катаев)

— А вот эти фото и рисунки распределите (вывешиваю рисунки и фото Добрых дел класса за прошедшее время –«Строим кормушки для птиц», «Ко Дню пожилых людей», «Аллея Памяти».)

-Это реальные добрые дела, вы их участники.

г) Список добрых дел. (Проверка домашнего задания).

-Дома вам нужно было составить список добрых дел. Прочитайте.

(Дети рассказывают о добрых делах)

Игра «Да» — «Нет»

— А теперь ответьте на вопросы коротко « да-нет»

— Все эти добрые дела вы делали

Делай добро

по принципу «ты мне – я тебе»

бескорыстно (без какой-либо выгоды)

ради получения денег или славы

незаметно для других

чтобы гордиться собой

не ради себя, а ради других

потому что заставили

из любви к ближнему

(В процессе игры учитель под заголовком Делай добро дублирует вопросы на доске, а учащиеся выбирают определение, которое характеризует по – настоящему доброе дело и ставят рядом +,-)

-Уберите ненужное. В конце урока мы вернёмся к +.

( на доске остаётся то, что + .)

Работа с притчей «В больнице» в презентации.

Выскажете своё мнение о главных героях притчи.

(После того, как дети выскажут своё мнение, дать разъяснение

(Щелкнуть по слайду в презентации)

Плохой, злой, ужасный, жестокий – не человек, а поступок.

Не он преступник и убийца, а он совершил преступление, убийство.

— А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?

(зависть)

— А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил?

(по правилам добра)

— Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. Ведь изначально человек рождается, значит, он нужен, его хотели, чтоб он родился. А то, что он совершает плохие поступки, наверное, его окружали, встречались на жизненном пути и влияли на него непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня окружали добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Хотя, были и другие –жадные, завистливые, но их было очень мало.

-Дети, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

Рассказ учителя о Ю.Куклачёведрессировщике кошек.

— В одной из телепередач Ю. Куклачёв сказал (примерный смысл его слов) : «У меня есть мечта- чтобы все дети, а потом и взрослые (когда они вырастут), были добрыми. Своим искусством, тем, что дети с удовольствием ходят на каждое моё представление -посмотреть на дрессированных кошек, я думаю ,что стою на одной из первых ступенек на пути к добру. Представляете реакцию наших недругов, врагов, которые хотят морально разложить наше подрастающее поколение, нашу молодёжь жестокими фильмами и мультфильмами, музыкой, примерами хамского поведения, если в ответ они услышат и увидят добрых, улыбающихся молодых людей. Да они лопнут от собственного бессилия!

-От самого Куклачёва исходит такая доброта, такой свет, что действительно веришь в правоту его мыслей и мечту.

VI. Работа с пословицами . (у каждого ученика либо начало, либо конец пословицы)

Соедините начало и конец пословицы (объяснить значение некоторых из них) Доброе слово лечит, а злое калечит. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Худо тому, кто добра не делает никому. Добро помни, а зло забывай. Сделаешь худо, не жди добра. За добро добром платят. Добро творить — себя веселить. Не одежда красит человека, а добрые дела. Доброта лучше всякой красоты.

VII. Обобщение и рефлексия. Правила доброты. ( Работа в группах)

-Дети, вам приятно находиться в обществе добрых людей? (Да)

Но для этого мы должны быть сами добрыми. Ведь об том говорит золотое правило этики.

-Давайте составим ПРАВИЛА ДОБРОТЫ. Посоветовавшись в группе, коротко напишите эти правила (н-р, помогать людям).

Затем 1 чел. из группы выставляет на доске правила (повторы не брать) (учитель по ходу может добавить и свои)

Правила доброты (расположить там, где Делай добро).

Помогать людям. Защищать слабого. Не завидовать. Прощать ошибки другим. Не обманывать. Делиться последним с другим.

-Эти Правила мы поместим в наш классный уголок. Применяйте эти правила и вы увидите какими добрыми, радостными и спокойными будут ваши отношения с другими людьми!

VIII. Акция «Добро»

-Ребята, а вы хотите оказаться на месте Жени из сказки «Цветик-семицветик»? Вы готовы прямо сейчас сделать ДОБРОЕ дело? Вам помогут ваши родители, которые пришли к нам сегодня. Можно это сделать придя домой. — Вы знаете, что у нас в России очень много больных детей нуждается в дорогостоящих операциях и лекарствах. Существует специальный фонд Rusfond, на его счёт можно перечислить поSMS-сообщению всего лишь 75 руб. на номер 5541с пометкой Добро. Время и количество раз не ограничено. Я перечислила ещё в марте месяце сразу, как только узнала об этом фонде.

(перечисляют, сразу приходит ответ «Спасибо за помощь детям Rusfondа!») —Можно сказать об этом вашим знакомым и т.д. –Я рада за вас. Я так и думала, что вы именно так поступите! -Ну вот вы пополнили свой список добрых дел ещё одним. Можете дописать себе.

IX. Песня «Дорога добра»

-Давайте закончим наш урок песней .

X. Итог урока.

-Спасибо за урок, за доброе дело.

Всего доброго!




map