Мастер-класс для логопедов



МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ

Игры — упражнения для развития мышц щёк, губ

Полоскать рот воздухом;

Надувать щёки;

Вызывать вибрацию губ, кучерское пррр…;

Для укрепления губ удерживать губами бумажные трубочки различного диаметра, различные дудочки.

Дыхательные игры – упражнения

Втягивать воздух носом, морща нос, понюхать цветы, духи.

Задувание горящей свечи.

Выдох плавный, огонёк колеблется, но не гаснет.

Дуть через трубочку в стакан с водой. Делать бурю в стакане так, чтобы образовались брызги.

Дуть на ватный комочек, на карандаш, который должен покатиться по столу.

Тренировать вдох – выдох через рот (громкое позёвывание).

Вдох и выдох через нос с закрытым ртом.

Глубокое дыхание через рот при закрытом носе и через нос при закрытом рте. Сначала по подражанию.

Сдувание бумажек, спичек, карандашей со стола, дуть на кораблик в тазу с водой.

Надувание воздушных шаров. Дуть на бумажные флажки, тушить свечи.

Предлагается играть на разного рода духовых инструментах: губные гармошки, дудки. При всех упражнениях щёки должны быть надуты.

Вытягивать губы узкой воронкой (свист).

Надувание обеих щёк одновременно.

Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.

Гимнастика мимико – артикуляционных мышц

Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта, сильно опуская нижнюю челюсть.

Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании – глаза почти закрываются. Сначала по подражанию.

Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта, правый угол рта поднимается и наоборот.

Поочерёдное закрывание глаз с посторонней помощью.

Поочерёдное поднимание щёк. Вдох носом, выдох ртом. Сначала по подражанию, потом самостоятельно.

Упражнение мышц плечевого пояса, шеи, глотки

Поднимать плечи.

Опускать плечи.

Поднимать и опускать поочерёдно плечи. Вдох – носом, выдох – ртом. Руки вначале на бёдрах, затем опущены.

Вращать плечи (руки опущены) спереди назад и обратно.

Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, плавательные движения. При разведении рук в стороны – вдох, при опускании – выдох с гласными а…а…, о…о…, у…у…

Упражнения мышц шеи (сидя)

Поворачивать голову в стороны, вдох – носом, выдох – ртом.

Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).

Поворачивать голову в стороны налево (выдох носом), прямо (вдох ртом).1-е, 2-е и 3-е движения с сопротивлением руки взрослого. Удерживать.

Гимнастика языка

Высовывание языка наружу лопатой. Языку придаётся плоская, широкая форма:

на распластанный язык сильно задувать или нараспев тянуть «и»;

высовывание языка наружу жалом;

поочерёдное высовывание языка жалом и лопатой.

Высовывание языка возможно больше изо рта, а затем втягивать возможно глубже в рот, чтобы там образовался мышечный комочек, кончик языка становится незаметным.

Поворачивание сильно высунутого языка вправо, влево, касаясь углов рта.

Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание со щёлканием.

Высунуть язык, причмокивая, поднять к верхней губе, а затем он втягивается в рот.

При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.д.

Круговое облизывание губ кончиком языка с постепенным увеличением раскрытия губ. Рот широко открывать.

Кончиком языка касаться верхней десны, сильно открывая рот.

Загибание кончика языка вверх, вниз снаружи и внутри рта.

Закусывать зубами боковые края языка, оставляя свободным только кончик языка.

Дуть на широкий язык, находящийся между зубами, губы сильно растянуть, вызывать холодную струю: ссс…

Постепенно подводить умение ребёнка к вызыванию звука «М» в губах. Губы расслаблены, звук усиливается в передней части полости рта.

Дать ребёнку на себе «ощутить» этот звук.

Вызывать звуки ззз…, ввв… в передней части рта.

Вводить упражнения с усилением голоса и ослаблением его сначала на гласных, подражая голосом людей и животных.

Учить ребёнка голосом выражать удивление, радость, боль, восхищение, произносить гласные чётко, широко открывая рот. Затем сочетание звуков: АУ…УА…УА…ОЙ-ОЙ-ОЙ! АЙ-АЙ! УХ-УХ! ПАХ-ПУХ! и так далее.

Работа над развитием речи должна проводиться только с учётом возможностей ребёнка, обязательно от лёгкого движения к трудному. Проводить занятие во время бодрого настроения ребёнка. Самый маленький успех отмечать ласковой похвалой, нельзя применять никаких мер во время занятия, кроме поощрения. УСПЕХОВ!!!




map