Мастер-класс для педагогов округа Обучение детей работе с бумагой Искусство оригами



О пользе оригами

Действия по построению и использованию наглядных моделей в максимальной степени способствуют развитию умственных способностей у детей. Наглядные модели создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, оригами. Однако, строя такие присущие детским видам деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Положение существенно меняется, если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В работе с детьми прекрасным средством обучения является искусство «Оригами». Педагогами многих стран давно замечено, что оригами развивает уверенность в своих силах и способностях, помогает развивать память, творческие способности. Психологами из Ростова на Дону супругами Шумаковыми были проведены специальные исследования роли оригами в развитии познавательных и психомоторных особенностей у детей.

Уровень интеллекта определялся до и после циклов занятий с помощью методики Равена. Скорость, гибкость и оригинальность мышления, асимметрия дедуктивно-индуктивных процессов мышления определялись по результатам интерпретации картинок, разработанных Гилфордом. Пространственное воображение оценивалось по тесту Варрон, основанному на принципе дополнения рисунка. В результате этой работы были сделаны статистически достоверные выводы о том, что оригами:

— повышает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

— повышает активность правого и левого полушарий мозга;

— повышает интеллектуальные способности;

— активизирует творческое мышление,

— увеличивает его скорость и гибкость;

— развивает пространственное воображение;

— повышает и стабилизирует на высоком уровне психо-эмоциональное состояние.

Форма проведения занятий может быть различной, по усмотрению воспитателей, занятия могут проводиться по подгруппам, а при трудностях, возникающих у того или иного ребенка и индивидуально. На многих видах занятий может быть организована совместная деятельность.

Таблица взаимосвязи базовых форм

В основе любой поделки лежит определённая заготовка – базовая форма. Здесь показана стройная и понятная система перехода от одной базовой формы к другой. Все базовые формы складываются из квадрата (он в центре рисунка). Умение их складывать позволит ребёнку быстро сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования

От простого к сложному.

Обучение искусству «Оригами» можно начинать с детьми двухлетнего возраста, используя самые простые способы складывания. На примере складывания «Елочки» я хочу Вам показать, как постепенно усложнять процесс складывания поделки, переходя от простого к сложному, соответственно возрасту ребенка, чем старше ребенок по возрасту, тем сложнее складывание.

Дети 2 – 3 года.

Сначала нужно ребенка двухлетнего возраста научить складывать квадрат по диагонали. Это будет базовая форма треугольник. Из готовых модулей выкладываем «Елочку» на листе картона или приклеиваем модули на конус, сделанный из картона заранее приготовленный. Когда ребенок будет ровно складывать квадрат по диагонали, учим ребенка отгибать угол представляя веточку нашей елочки.

Дети 3 – 4 лет.

Немного усложняем складывание квадрата. Сначала складываем по диагонали, затем полученный треугольник складываем пополам, соединяя углы. Квадрат складываем пополам сторона со стороной, затем складываем еще раз пополам. После того, как ребенок научился складывать ровно данные фигуры, усложняем складывание, учим ребенка отгибать уголки в разных направлениях –оттягивая его вниз, и отгибая в сторону. Готовые модули так же выкладываем на картоне или приклеиваем на кону

Дети 4 -5 лет.

Для детей этого возраста не составляет труда освоить базовые формы «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Воздушный змей». Все базовые формы даны в приложении или описаны в любой книге по «Оригами». Из готовых модулей выкладываем елочку на картоне или приклеиваем на конус.

Дети 5 – 6 лет.

Для детей этого возраста добавляем «Елочку» из гофрировки. Квадрат гофрируем по диагонали, затем выкладываем на картоне или приклеиваем на конус.

Дети 6 – 7 лет

Детям этого возраста кроме всех видов складывания «Елочки» можно добавить очень сложное складывание гофрировки по диагонали и вертикали. После того, как квадрат прогофрирован таким образом, его нужно сложить сначала правую сторону, затем левую, делая это одновременно, как бы сжимая квадрат. Из своего опыта работа могу сказать, что дети, с которыми занимались «Оригами» три года прекрасно с этим справляются. Все модули выкладываются на картоне или приклеиваются на конус.

После того, как «Елочка» разного вида складывания готова, дети в соответствии с возрастом могут ее украсить поделками из «Оригами», которые ребенок уже умеет складывать или украсить любыми материалами изобразительной деятельности (фломастеры, маркеры, карандаши, краски и др.).






map