Мастер-класс для слушателей КПК воспитателей ДОУ РМ Осень осень в гости просим рассказы



Мастер класс

Тема: «Осень, осень, в гости просим» (рассказывание по мнемотаблицам).

Цель. Учить педагогов ДОУ решать коррекционно-развивающие задачи через непосредственно образовательную деятельность, познакомить с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (методом мнемотехники).

Задачи. Интегрировано подходить к обучению и развитию детей, развивать коммуникативные и познавательные способности старших дошкольников, способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблицы, продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, побуждать к эмоциональной отзывчивости.

1 ЭТАП. Практика моей коррекционно-развивающей деятельности показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства при обучении связной речи дошкольников с ОНР можно использовать приемы мнемотехники, т.к. у дошкольников память носит непроизвольный характер, дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, с которым они вступали в активное взаимодействие. К тому же исследования мнестической функции у детей с ОНР обнаруживают, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Однако при имеющихся трудностях у данной категории детей остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания. 

Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. 

Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

 Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Продумывая разнообразные модели с детьми, я придерживаюсь следующих требований:

Модель должна отображать обобщённый образ предмета;

Раскрывать существенное в объекте;

Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Дидактическим материалом в моей работе служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.

Мнемотаблицы использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

При проведении непосредственно образовательной деятельности на тему «Осень, осень, в гости проси. Составление рассказа об осени» были реализованы следующие образовательные области: коммуникация, познание.

2 ЭТАП. Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов при организации НОД. Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи.

Ход непосредственной организованной образовательной деятельности

Мастер классы для воспитателей доуНа первом этапе создается проблемная ситуация, позволяющая активизировать внимание детей, решить ее путем преобразования абстрактных символов в образы.

Создание проблемной ситуации.

(Отгадывание загадки по мнемотаблице).

Воспитатель.

Знаю, знаю наперед

Вы, смекалистый народ.

Отгадайте-ка, ребятки

Интересную загадку.

Что за странное письмо, догадайтесь от кого? Расшифруем каждый квадратик. — Как вы думаете, что это может обозначать? (Перекодирование информации)

Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья.

— Кто же это догадались? Докажите.

— Знаю, что вы очень любите гулять. Где же интереснее провести прогулку осенью? (Ответы детей)

— Предлагаю отправиться в осенний лесопарк, а чтобы там оказаться надо выяснить: осень – это хорошее время года или плохое.

На данном этапе проводится игра «Хорошо – плохо» с использованием мнемотаблицы. Цель игры: закрепить признаки ранней осени, формировать у детей умение строить сложные по конструкции предложения, активизировать словарь по теме «Осень», развивать мышление и внимание.

Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).

Воспитатель. Поиграем в игру «Хорошо — плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Дети рассуждают).

Поэтапная работа по таблице.

Мастер классы для воспитателей доу— Что можно сказать по каждой из картинок?

Варианты ответов детей:

— Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.

…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.

…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.

…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.

Мастер классы для воспитателей доу…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.

Воспитатель. Значит осень, какая пора? (Ответы детей).

— Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (Дети рассуждают).

Проводится аналогичная работа.

Варианты ответов детей:

— Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые.

…, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну.

…, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук — готовятся ко сну.

…, потому что собирают урожай овощей и фруктов.

…, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты.

…, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.

Воспитатель. Значит, осень, какая пора? (Ответы детей).

Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку».

Цель следующего этапа: учить детей составлять рассказ, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным.

Воспитатель. Как в лесопарке красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.

Мастер классы для воспитателей доу— Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей).

— Нарисуем осень не карандашами, а словами.

«Словесный этюд» (Составление рассказа «Осень» с помощью мнемотаблицы) В этом нам поможет наша помощница-таблица.

Воспитатель. А какими словами можно начать рассказ про «Осень»? Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется составление рассказа.

-Что вы можете рассказать по этой картинке? Кто еще знает об этом?

Мастер классы для воспитателей доу Осень

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

— А какими словами можно закончить рассказ?

(Ответы детей).

— Я думаю, что у вас получатся интересные рассказы, послушаем их. (2-3 рассказа)

— Осень вам дарит новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение об осени, а какое узнаете чуть позже.

Мастер классы для воспитателей доу3 Этап. Используя в своей работе методы и приемы мнемотехники, учу детей:

Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

Применение данного метода оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются психические процессы, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.Использование мнемотехники в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными мониторинга уровня речевого развития детей (область коммуникация).

Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Список используемой литературы

Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – СПб, «Детство-Пресс», 2001г.

Полянская Т.Б., Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. — 64 с.

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А., «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» — М.: ВАКО, 2005.




map