Мастер-класс для воспитателей ЛОСКУТНАЯ СТРАНА



Конспект мастер-класса для воспитателей

«Лоскутная страна».

Разработала: Степановская О.В.,

воспитатель ГБОУ детский сад № 752.

Цель: ознакомление воспитателей с опытом работы с тканью и нитками с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания объемных поделок (народная тряпичная кукла).

Знакомство с художественным творчеством и духовным наследием русского народа через приобщение к созданию обрядовых кукол.

Развитие художественного вкуса в области народного прикладного искусства.

Материалы:

Презентация «Лоскутная страна».

Выставка «Посиделки».

Демонстрационный материал «Народная обрядовая кукла».

Раздаточный материал для работы над созданием кукол «Неразлучники» и «Макошь» на каждого участника мастер-класса.

Предварительная работа: проведение занятий с детьми в рамках образовательной деятельности по конструированию, совместных занятий детей и родителей в рамках внеобразовательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступительная беседа о происхождении и развитии народной тряпичной куклы.(Презентация).

а) «Лоскутная страна»: направления работы с тканевым и нитяным материалом, используемые в работе с детьми

б)Назначение куклы : игровая, обрядовая, декоративная.

в) Изменение вида куклы на протяжении всего времени ее существования: материал, способы изготовления, материал.

г)Объяснение причин выбора кукол для мастер-класса :

— «Неразлучники»: яркая художественная форма, хорошо подходит для работы в рамках образовательной деятельности, способствует развитию мелкой моторики, позволяет развивать умение работать в парах, т.к. требует некоторой помощи при скреплении деталей.

— «Макошь»: подходит для работы во внеобразовательной деятельности ,где дети работают вместе с родителями. Создание кукол вызывает интерес как у детей, так и у родителей. Особенно интересно проведение такой совместной работы в преддверии Дня матери, т.к. Макошь олицетворяла в древнеславянском пантеоне Всеобщую Мать – богиню плодородия. Техника исполнения головы куклы требует помощи взрослого.

2.Рассказ о материале выбранном для исполнения кукол на данном мастер-классе.

Так как на сегодняшний день народная кукла стала скорее декоративной, чем бытовой вещью, мы не придерживаемся всех правил создания таких кукол, а выбираем материал , облегчающий детям работу, а также материальные затраты. Вместо хлопчатобумажных скаток при создании «Неразлучников» мы используем флис, т.к. при наименьшем расходе он позволяет создать необходимый объем. Одежда кукол упрощается , но остается хлопчатобумажной или льняной для того, чтобы сохранить колорит народной игрушки. «Макошь» делается полностью из льняной или хлопчатобумажной ткани, т.к. не требует плотной внутренней основы.

Создаем кукол.

«Неразлучники».

А) Две длинные полоски флиса поочередно скручиваем в трубку, складываем пополам и перевязываем так, чтобы обозначилась голова.

Б)Короткую полоску флиса также скручиваем пополам . Середину трубки перевязываем короткой ниткой, а края перевязываем длинной ниткой так, чтобы получилась ручка для подвешивания.

В)Сложенные пополам трубочки одеваем на короткую трубку и перевязываем в районе талии.

Г)Куклу-девочку оставляем без изменений. У куклы-мальчика перевязываем нижние концы трубки – получаем ноги.

Д)Одеваем кукол. Девочка: повязываем косыночку, оборачиваем вокруг талии лоскут-юбочку и перевязываем. Мальчик: одеваем рубашку-заготовку и перевязываем на талии.

«Макошь».

А)Вырезаем круги-заготовки разного размера.

Б)Все обрезки собирает в самую большую заготовку и завязываем так, чтобы получилась голова.

В) Две последующие заготовки последовательно одеваем сверху и также перевязываем.

Г)Белый прямоугольник складываем по длине , одеваем так , чтобы обернуть голову, перевязываем вокруг на подобие обруча.

Д)Свободные концы завернуть внутрь и перевязать нитками – получаем рукава.

Е)На голову повязываем платок так, чтобы он перекрещивался на груди и завязывался сзади.

Ответы на вопросы воспитателей. Советы по изготовлению подобных кукол.






map