Мастер-класс Формирование адекватной самооценки младших школьников



Мастер-класс по теме «Формирование адекватной самооценки младших школьников»

Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно бесполезными. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией.

С понятием самооценки российские педагоги познакомились в 70-х годах прошлого века.

На формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе. Его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой .

Выделяют три основных вида самооценки: — адекватная самооценка; — завышенная самооценка; — заниженная самооценка.

Оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует.

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Младшие школьники с низкой самооценкой делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому часто возникают трудности в школе и дома. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться.

А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.

Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:

1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);

2. строить и планировать процесс собственной учебно–познавательной деятельности;

3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.

Учитель играет огромную роль в формировании самооценки.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Правила: — необходимо применять преимущественно индивидуальные эталоны, ( не сравнивать ребенка с другими, только с ним самим).

— Подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам (каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании ученик может посоветоваться с учителем).

— Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).

— Критерии оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

— самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя

Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств. В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста, которые необходимо знать как учителям, так и родителям.

Таким образом, для формирования (или корректировки) адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

проводить с детьми релаксационные игры;

предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

предоставлять детям возможность делать выбор (разноуровневые задания)

как можно чаще называть ребёнка по имени;

хвалить ребёнка в присутствии других детей;

Я хочу вас познакомить с методикой по формированию адекватной самооценки у младших школьников.

Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся.

Для этого используются различные тесты, анкеты. Я предлагаю тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки.

Если количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

Я приглашаю вас стать участниками Мастер-класса. Мастер-класс проводится в форме моделирования урока «Окружающий мир»(1класс), тема урока «Поговорим о дружбе» .Цель урока – учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса – создать условия для формирования адекватной самооценки. Итак, представьте себе, что все вы первоклассники, все вы знакомы с книгой В.Катаева «Цветик-семицветик». Я напомню, о чём эта книга:

«О том, как девочке Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тот час же исполнялось задуманное желание. Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась.

Голос девочки: «Чего бы мне всё-таки велеть? Велю ка я себе, пожалуй, два кило «мишек».Нет. Лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов. А что толку? Ну. Допустим, всё это я велю и съем и ничего не останется. Нет велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ещё чего доброго мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!

Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучшего. Главное, не торопиться.»

— У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придётся сорвать последний лепесток и загадать только одно желание.

— Отрываем лепесток и давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком:

Лети, лети лепесток,Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли-Быть по-моему вели.

Итак, загадываем желания, на экране возможные варианты.

— Что вы загадали? Кто хочет сказать своё желание?

— Какое желание загадала Женя?

— В конце концов Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. Женя использовала свой последний лепесток, для того чтобы вылечить больного мальчика. Именно это желание принесло ей много радости.

Ваши желания самые разные.

— Все ли желания одинаково важны для нас?

В.Катаев открыл нам, что самые ценные желания те, которые доставляют нам радость, ведут нас к дружбе, доброте и взаимопониманию.

— Можно ли оценивать желания?

Для того чтобы что-то оценить нужен эталон, образец.

— Давайте попробуем составить наш эталон самооценки. Я приглашаю вас поработать в группах, создать правила дружбы. Пожалуйста, кто желает. Напишите на ваших листках 5 правил дружбы. На эту работу отводится 1 минута.

— Итак, слушаем, какие же правила вы составили.

Внимательно слушаем друг друга, не повторяем, то что уже сказали.

А теперь внимание на экран, правила дружбы были выработаны человечеством в веках. Оцените свою работу, за каждое правильно подобранное по смыслу правило, поставьте себе один балл.

Поднимите листочки, у кого 5 баллов.

Мы составили много правил, но нет одного самого важного правила. Подумайте, какого?

Есть одно правило, зная которое, других правил не нужно было составлять.

А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми? Давайте прочитаем, как об этом сказано в Библии.

Итак, во всём, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

-Как вы понимаете эти слова?

Золотое правило Библии позволяет человеку оценить свои мысли и поступки, чётко разделить их на хорошие и плохие, на добрые и злые.

-Что нужно сделать каждому из нас, чтобы мир вокруг стал добрее?

Итак, получив эталон, мы начинаем сравнивать с ним свои мысли и поступки. Для этого я предлагаю ващему вниманию фрагмент урока, отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом.»

Задание: Оцените поступки героев сказки с помощью эталона.

(фрагмент)

— Оцените поступок котят.

— Оцените поступок кошки.

-Как изменилась кошка?

Котята совершили благородный поступок. Они сами просились на ночлег, их не пустили, но они не озлобились, не стали мстить кошке.

Итак, подводим итоги.

Вы убедились, что урок, который мы сейчас моделировали, предоставляет возможность:

научить ребёнка понимать и оценивать свои мысли и желания;

подготовить к восприятию произведения В.Катаева;

развивать коммуникативные навыки групповой работы;

провести нестандартную физкультминутку.

Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках так и во внеклассной работе.

Методика включает 4 основных этапа:

Диагностика уровня самооценки (проводим периодически)

Коллективная выработка эталона самооценки.

Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.

Коррекция и самокоррекция.

На проведённом мастер-классе вы увидели эти этапы. Последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной.

В раздаточном материале у Вас присутствуют пошаговые алгоритмы введения правила самооценки, сам алгоритм самооценки, о том, как действовать, если самооценка уже сформировалась, каких ошибок нужно избегать при формировании самооценки мл. школьника. Они описаны очень подробно, пошагово. Взяты из книги ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ)

Автор — координатор авторского коллектива разработчиков учебников по программе «Школа 2100». Если кто-то заинтересуется полной версией, книга в эл варианте в компьютере.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная.




map