Мастер-класс по окружающему миру 3 класс Природные сообщества луг озеро поле лес тундра



Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».

Примак Виктория Викторовна – учитель начальных классов.

Цель: представление наиболее результативных элементов организации групповой работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи мастер-класса:

1) Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

2) Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

3) Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Ход мастер-класса.

L Организационный момент.

-Здравствуйте, коллеги! Я очень хочу, чтобы сегодня наш мастер класс мы начали с хорошим настроением. Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнитесь друг другу. Скажем добрые слова: поработаем вместе, поможем друг другу.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

— Прочитайте пословицы, которые вы сложили. К какому природному сообществу их можно соотнести?

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии?

— цель нашего занятия — обобщить и закрепить знания по данной теме.

Закрепление изученного материала.

Деление класса на 5 групп по пословицам:

1 группа «В степи простор – в поле — угодье» — жизнь поля.

2 группа – «Где цветок, там и медок» — жизнь луга.

3 группа – «Что в воду упало, то пропало» — жизнь озера.

4 группа – «Чем дальше в лес, тем больше дров».

5 группа – «Чем метели над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее».

Найди ошибки.

В каждой группе учитель назначает организатора, спикера, секретаря.

Каждая группа получает задание: текст, описывающий поле, луг, озеро, лес, тундру. В каждом тексте допущена ошибка. Задача – найти ошибку; в данном тексте выписать названия растений и животных, соответствующих данному сообществу.

Когда закончите работу, покажите это, взявшись за руки. ( На эту работу отводится 5 минут).

1 группа. (Поле)

Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овёс, ячмень, типчак, гречиха. Высокая, густая рожь – это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Вот над рожью летают полевые луни. Целый день они заняты тем, что летают над хлебами, отыскивая мышей, хомяков, и истребляют их в большом количестве. Вот канюк поймал суслика. Солнце давно уже село, потухает короткая летняя зорька, какие-то тени видны над рожью. Это совы вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить полёвок. Трудна их работа.

Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые – вредители. Поля: слизни, тля, дождевые черви, гусеницы. Однако у зерновых есть друзья, которые их берегут. Это насекомоядные зверьки: землеройки, ежи, — насекомоядные птицы, жабы.

(Ошибки: Типчак – степное растение, дождевые черви полезные.)

2группа. (Луг)

Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ежа. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, рогоз, мышиный горошек, колокольчик, луговой василёк. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жучков и муравьёв. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.

(Ошибки: рогоз – растение озёр, лягушки – обитают вблизи воды)

3 группа. (Озеро)

У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с тёмно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками тёмно-фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и мятлика.

По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений – кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.

Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров, шмелей и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп-водомерка. Типичный обитатель здешних мест – жук-плавунец – прожорливый хищник, поедает головастиков и мальков рыб.

(Ошибки: мятлик – растение степи, шмель обитает на лугу)

4 группа. (Лес)

Тёмный лес хорош в ясный солнечный день, — тут и прохлада от могучих кедров, высоких сосен, и чудеса света: райской птичкой кажется сойка. Самое распространённое дерево в тайге – лиственница.

По высоким стволам деревьев по спирали передвигаются и постоянно постукивают дятлы, долбя кору. Повсюду живут галки, быстрые ласточки, проворные сороки, желтогрудые синицы, снегири. На высоких елях строят из мха, сухой травы пуха гнёзда рыжие белки. К зиме они запасают орехи, сушат съедобные грибы: подосиновики, опята, боровики, мухоморы, яркие лисички.

Часто холодной тёмной ночью можно услышать вой голодного волка. За калиновым кустом притаился от хитрой лисы маленький зайчонок. Под корнями старых осин и берёз устраивают себе жилища ёжи, барсуки.

Плоды орешника – лещины висят на ветках, будто в зелёных подстаканничках, которые называются плюсками. В июле – августе созревают ярко-красные ягоды земляники, малины. Россыпью чернеют ягоды черники и ежевики. Этими ягодами любят лакомиться медведи, лоси, олени. Рядом с ягодами раскинулись тёмно-зелёные листья папоротника.

(Ошибки: ласточки не живут в зоне лесов, мухомор – ядовитый гриб)

5 группа. (Тундра)

Растительный покров тундры представляют прежде всего мхи и лишайники. Встречаются карликовые берёзы и ивы. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Так им теплее. Как будто голубые капельки, разбрызганы на зелёных островках незабудки, желтеют полярные маки. Здесь же синие цветочки колокольчика. На высоких ножках-стебельках вытягивается к солнцу арктическая ромашка. К осени в тундре созревают красные ягоды княженики, морошки, клубники, клюквы, брусники.

В тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. Летом он питается ягелем. Много страданий ему приносят комары, слепни, мошки, оводы. Но главный его враг – тундровый волк.

Птиц летом насчитывается около 80 видов. Все они живут огромными стаями. Одних лебедей бывает столько, что они покрывают озёра, как белой скатерью. Весной прилетают так же кулики, гуси, орлы, гагары.

(Ошибки: клубника – культурное растение, орёл – степная птица)

Отчёты групп. Спикеры читают текст, находят и объясняют ошибки, выписанные названия растений и животных прикрепляют на доску к домикам-сообществам.

— Мы вспомнили, какие растения и животные характерны для каждого природного сообщества.

Пищевые цепочки.

Поменять участников группы. Разрезать открытки с изображением поля, луга, озера. Кто соберёт картинку – участники группы.

Группы сами выбирают организаторов, спикеров, секретарей.

— Давайте вспомним, какую роль играют растения для животных в природном сообществе? (Растения – это среда обитания, защита, укрытие, пища для животных)

— Установите взаимосвязь между растениями и животными. Составьте пищевые цепочки.

(Время на работу – 4 минуты)

1 группа (поле):

Капуста → тля → божья коровка;

Капуста → гусеница → жаворонок → орёл;

Свёкла → тля → лягушка → коршун.

2 группа (луг):

Тимофеевка → кузнечик → коростель;

Луговой василёк → бабочка → трясогузка → коршун;

Растение → муха → стрекоза → трясогузка → коршун.

3 группа (озеро):

Водоросли → карась → щука;

Камыш → комар → стрекоза → лягушка;

Рогоз → комар → лягушка → уж → цапля.

4 группа (лес):

Берёза → жук-короед → дятел → лисица;

Лист → гусеница → синица;

Дерево → грибы → лось → волк.

5 группа (тундра):

Ягель → северный олень → тундровый волк;

Растение → лемминг → горностай;

Карликовая берёза → заяц-беляк → белая сова.

Отчёты групп.

— В природе всё взаимосвязано. И нарушить эту взаимосвязь, значит нарушить жизнь в природном сообществе.

Физминутка – соревнование.

Каждый учащийся получает две карточку с буквами:

С о в а р л м у х к п

Учитель читает загадку, участники, отгадав её стараются встать в ряд так, чтобы можно было прочитать отгадку.

Ночь, как смоль, черным-черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает…(сова).

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но какая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучих есть крыла

У хозяина …(орла).

Она мешает отдыхать,

Работать, есть, гулять и спать,

Продукты загрязняет,

По комнате летает,

Жужжит у вас над ухом.

Конечно, это …(муха).

Это что за кровосос?

Нос, как колющий насос,

С виду скромный, сероватый,

Но коварный, плутоватый,

Ты гони его, гони

И ладошками лови.

Укусил! Бросает в жар!

Ух! Бессовестный …(комар).

Полезла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнул второпях

И запутался в сетях.

Угадайте, эти,

Кто расставил сети? (паук).

«Экологи»

Деление на группы по числам. Каждый участник группы выбирает число от 1 до 5.

-Поднимите руки те, кто выбрал число 1 – пересядьте за стол с №1…

— Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина:

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

— И сейчас мы поработаем экологами.

Каждая группа получает задание :

1 группа.

Придумывает и рисует знаки «Охрана природы».

2 группа.

Подбирает 3-3 пословицы о бережном отношении к природе.

3 группа.

Подбирают три правила защиты природы.

4 группа.

Сочиняет четверостишье в защиту природы.

5 группа.

Сочиняет «Синквейн» о природе.

Отчёт экологов.

— Мы составили правила поведения в природе. Давайте помнить о них, ведь охранять природу- значит охранять Родину.

Берегите землю. Берегите.

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинках солнечные блики,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

lll. Рефлексия.

— Мне понравилось, как вы работали на нашем занятии. А что понравилось вам?

Оценки.

— А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладонями товарищей. На этом наше занятие закончено. Пусть тепло душ ваших друзей согревает вас.

— Вы все были дружными; активными, проявляли смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22 г. Шахты Ростовской области

Мастер-класс:

«Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».






map