Мастер-класс по теме Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ



Мастер-класс «Использование технологии критического мышления

на уроках ОРКСЭ»

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса ОРКСЭ

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в 3 группах по 6 человек. На столах лежат :фломастеры, заготовки для заполнения кластера, воздушный шарик текст

Оборудование: Переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы Power Point

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Э. Кинг

Ход мастер-класса

Организационный момент.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе. Когда вы заходили в класс вы выбрали цветной снежинку. Те, кто выбрал зеленую — того ждёт успех на занятии, голубую предпочли те, кто захотел общения с коллегами, желтую — те, кто будет самым активным, а фиолетовую – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять её.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики» объединил нас сегодня на мероприятии. Поэтому в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье):

Курск ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Внутренний мир.

Мотивация

В своей педагогической практике наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире, низкий уровень воспитанности, нет мотивации к осознанному нравственному поведению. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Целью курса ОРКСЭ – является формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданин

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения

Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».

Я веду модуль «Основы светской этике». По окончанию изучения данного курса наблюдается положительная динамика: учащиеся умеют работать в группе, слушать и слышать друг друга, уважают мнение других, из большого объёма информации умеют выделять главное.

Теоретическая часть.

Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно. Переход к использованию современных образовательных технологий в преподавании курса требует овладения интерактивными методами обучения и овладения культурой работы и использования ПК, информационными технологиями, работа с интерактивной доской.

При подготовке урока использую такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.

На уроках осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:

приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;

развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;

воспитание толерантности, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогает мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать» Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического мышления на уроках светской этике.

Данная технология, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся надпредметные умения:

умение работать в группе;

умение графически оформить текстовый материал;

умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Использую такие письменные приёмы, как:

Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)

«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)

«Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты — развивают поэтические способности учеников)

Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)

Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).

Один из приёмов технологии критического мышления – кластера.

Кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Добро и зло», кластер может выглядеть так: (слайд) Ребята могут не только в виде схемы систематизировать, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ.

Практическая часть.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока из модуля «Основы светской этике» по теме: «Семья – самое ценное в жизни человека» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «И мира тоже».

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.

Составление кластера можно использовать в конце урока, в течение всего урока строить дом счастливый семейный дом.

Предлагаю поработать самостоятельно. Теперь каждая группа попробует составить кластер по другой теме. Предлагаю посмотреть видеоролик. Определиться с темой самостоятельно. В помощь вам на столах лежат учебники. Затем на заготовленных образах (снежинка, осенний листок, дерево) записать ключевое слово темы в центре, а от него написать какие понятия, сочетания ребята получать на уроке, работая над данной темой. Представить ваш кластер.

Время для работы 7 минут

Считаю, что внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этике» является основой духовно-нравственного воспитания учащихся на примере разработки фрагментов уроков.

Рефлексия.

— Заходя в класс, вы брали снежинки разного цвета. Давайте украсим своими снежинками нашу ель. Сделайте для себя вывод от работы на мастер-классе. Если вы с пользой провели время на мастер-классе, приклейте снежинку на светлую половину веточки. Если многое было уже знакомо вам – на тёмную. В конце мастер-класса попрошу вас подарить мне подарок в виде ваших пожеланий. Напишите свои пожелания на воздушном шарике.

12fd0f






map