Мастер-класс Приемы рефлексии на уроках в начальной школе



МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

Мастер-класс

«Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»

Районный конкурс педагогического мастерства «Учитель-мастер» — 2012

Макарова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”

Дать представление о классификации рефлексии

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Подготовка к мастер-классу. 1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка. 2.Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.

3.Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.

-Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Моя цель: Слайд 2

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

А Ваша цель? (ответы)

Слайд 3. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым Слайд 4

нужным Слайд 5

а главное, успешным. Слайд 6

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Слайд 7. Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд 8.

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает: Слайд 9

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Слайд 10 Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Слайд 11. Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Слайд 12. Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Слайд 13. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния.

1. Слайд 14 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

2. Слайд 14 «Солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось.

3. Слайд 15 «Радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» — грустно.

Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

1. Слайд 16 «Лесенка успеха» — нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены — у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось.

2. «Наряди ёлку» — успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

3. Слайд 17 «Дерево успеха» — зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

4. Слайд 18 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

5. . Слайд 19 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: . Слайд 20

1.     сегодня я узнал…

2.     было интересно…

3.     было трудно…

4.     я выполнял задания…

5.     я понял, что…

6.     теперь я могу…

7.     я почувствовал, что…

8.     я приобрел…

9.     я научился…

10.    у меня получилось …

11.     я смог…

12.   я попробую…

13.    меня удивило…

14.   урок дал мне для жизни…

15.  мне захотелось…

Слайд 21«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  Слайд 22 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

— первая строка – название темы (одно существительное);

— вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

— третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

— четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

— последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» — знал, «!» — новый материал (узнал),«?» — хочу узнать

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Слайд 23 Табличка — фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

Слайд 24 Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

понятие е

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 25. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР КЛАССА.

У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)

Работа в группах. Составьте синквейн по теме Мастер-класса. Слайд 22.

Зачитывают синквейны.

Всем большое спасибо!

Источники:

images.yandex.ru/?lr=53 Картинки

it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334

А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93

Фотографии из личного архива слайды 5, 6, 10-12






map