Мастер-класс Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе



Сценарий мастер- класса по теме

«Приёмы рефлексии учащихся

на уроках в начальной школе».

Выступление

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №1959

Кадуриной Н.А.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

Познакомить коллег с понятием “рефлексия”

Дать представление о классификации рефлексии

Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Подготовка к мастер-классу.

1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка (смайлики).

2.Раздать шкалу достижений в виде таблиц.

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

— Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

— Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

(Я тоже показываю).

-Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

— Моя цель:

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

— Перед Вами на парте лежит «Шкала достижения».

-Прошу Вас заполнить её.

Я

ЗНАЮ

Я

УМЕЮ

— В одной притче говорится “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

-В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным .

-Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

-А что же такое рефлексия?

Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

-При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

-Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию, как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

-В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

-Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

— Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

-Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

-При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) Физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки — почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»);

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

-Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

-Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

-Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2.Рефлексия деятельности.

3.Рефлексия содержания учебного материала.

-Приемы рефлексии эмоционального состояния.

1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

-Можно использовать множество других приёмов. Например, «Солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось.

-Или, «Радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» — грустно и так далее.

Рефлексия деятельности.

-Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

-Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

-Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

-Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

— А сейчас, уважаемые коллеги, разрешите мне с моими учениками продемонстрировать вам небольшой фрагмент урока, на котором я постараюсь показать один из приёмов рефлексии такой, как рефлексия содержания учебного материала.

— Сейчас я приглашу в класс своих учеников.

— Они займут приготовленные для них посадочные места.

— Ребята, которые сейчас будут со мной работать, не догадываются о чём пойдёт речь, какая перед ними стоит задача.

— Я приглашаю в класс своих учеников и с радостью вас с ними знакомлю:

…………………………. (Ф.И. учеников)

Фрагмент урока.

— Ребята, расскажите мне и нашим гостям в каком настроении вы сейчас находитесь? ( Я с детьми).

— Для того, чтобы вы смогли мне сами, как настоящие открыватели, сказать цель нашей встречи, предлагаю вам послушать небольшой фрагмент детской песни. (Дважды два четыре).

— О чём пелось в песне?

— О каком арифметическом действии пойдёт речь? (Умножение)

— Какие слова в песни подсказали вам?

— Понятие умножение знакомо вам или для вас это новый термин?

— Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, произведение)

— Как найти неизвестный множитель? (М=ПР:М)

— Каким ещё арифметическим действием мы можем заменить умножение?

— На доске написаны два столбика математических выражений.

— Найдите и подчеркните те выражения, которые нельзя заменить сложение умножением. (По цепочке, ШД)

6+6+6+6 9+9+9-8-8

7+7+7+7-7 23+23+23+23+25

2+2+2+2 5+5

4-4-4-4-4 10+10+10+10

— Ребята, у кого вызвало затруднение это задание?

— Тимоша выйдет к доске и на шкале достижений оценит нашу работу.

— А как вы считаете, такого рода задания, зачем мы используем на уроках?

— Какова от них польза, ели она есть, на ваш взгляд?

— У вас на столе лежат карточка с заданием.

— Вам необходимо заполнить таблицу неизвестными множителем или произведением.

-Оцените представленную работу.

-Отметьте свой уровень на ШД.

-Если какое-нибудь задание вызовет у вас затруднение или непонимание, отметьте его знаком вопроса.

-Мы к нему вернёмся с объяснением.

— Приступаем к работе.

— Проверяем.

Множитель

4

6

1

7

4

Множитель

2

2

0

Произведение

10

12

5

16

— У кого возникли трудности?

— Оцените окончательный результат на ШД.

— Кто задавал себе высокий уровень и справился с поставленной целей?

— У кого были другие предположения и что у вас в результате получилось?

— Ребята, как в жизни могут пригодится нам знания, связанные с умножением?

— Зачем нам учиться умножать числа друг на друга, если их можно заменить суммой одинаковых слагаемых?

Рефлексия.

— Выберите одно из предложений и закончите его своим утверждением.

Мне было легко выполнять…..

Я испытывал(а) трудности ……

У меня особенно получилось ….

Я бы похвалил(а) бы себя …..

— Ребята, спасибо большое за участие и работу.

— В начале нашей встречи у вас преобладало отличное настроение, а какое оно у вас сейчас?

Дети уходят.

— Уважаемые коллеги, только что я показала на небольшом фрагменте уроке как можно применить рефлексию.

-Обратите внимание, что ШД, с которой сейчас работали ребята можно использовать учителем по-разному.

-Её можно вести целую неделю по всем или выборочным предметам.

-Использовать перед любым видом работы.

-ШД можно проверять в конце учебного дня, после заданий, сами ученики могут проверить её, могут принять участия и родители.

-А сейчас я попрошу Вас снова вернуться к своей ШД.

-Отметьте сейчас над понятием Я УМЕЮ свой уровень.

-Сравните две позиции Я ЗНАЮ и Я УМЕЮ.

-На этом мой мастер-класс подошёл к концу.

-Всем спасибо за внимание.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

-Уважаемые коллеги, у вас сигнальные карточки (смайлики): зелёная, жёлтая и красная.

-Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёный смайлик.

-Если это всё вас совсем не тронуло – покажите красный смайлик.

-Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, покажите жёлтый смайлик.

-Спасибо всем за внимание.






map