Мастер-класс Применение ТРКМ в учебном процессе



Мастер-класс

Тема: «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе»

1. Приветствие

— Добрый день, уважаемые коллеги.

Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Применение технологии развития критического мышления в учебном процессе».

— Позвольте мне представиться. Меня зовут Петрова Елена Павловна, я учитель начальных классов школы №2.

— Почему технология критического мышления?

— Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.

— На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.

Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

— Мы все учителя, учителя практики.

— Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

— Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.

— Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний» (слайд)

— Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

— Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(Узнать что-то такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)

3. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

— Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встает вопрос, а что такое технология?

— Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?

— Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей» (слайд)

— Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний.

— Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

— Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»

4. Определение понятия «Технология»

Прием «КЛАСТЕР»

— Проверим наше предположение

— Для этого обратимся к тексту №1 (приложение 1)

— Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».

— После прочтения вам необходимо записать все, что вы подчеркнули в виде схемы:

технология

например:

— На работу отводится 4 минуты.

(Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)

— Уважаемые коллеги, обратите внимание, у вас получилось 4 разных модели, которые называются «Кластеры».

— Мы сейчас отработали прием «Составление кластеров» (слайд)

— Кластер – по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко.

— Коллеги, мы отработали 3 приема (Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяются на этапе вызова.

— Этот этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

5. Определение понятия «Критическое мышление»

«ИНСЕРТ»

— Следующий этап работы это «осмысление» (повесить карточку)

а) — На этом этапе вам предлагается текст №2 (приложение 2)

— Он поможет вспомнить понятие «критическое мышление»

— Читать мы будем, используя прием «Чтение с пометами» (слайд):

+ материал знаком

V это ново для меня

— думал иначе

? требуется дополнительное разъяснение

— На работу отводится 2 минуты.

— Проверим, что получилось.

— Что обозначили, как известное?

— Что выделили неизвестным?

— Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (слайд)

— Когда у детей рука поставлена, пишут быстро и позволяет время, применение этого приема расширяется. Можно использовать такую таблицу, в которую изучаемый материал структурируется в такие графы.

+

материал знаком

V

это ново для меня

думал иначе

?

требуется дополнительное разъяснение

— Этот прием называется «Инсерт». (слайд)

Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

Что ?

Где ?

Когда ?

Зачем ?

Почему ?

Объясните, почему…?

В чём различие …?

Мог ли …?

Согласны ли вы …?

Почему, вы думаете …?

Верно ли …?

— А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ» (слайд)

7. Приемы на этапе рефлексии.

— Следующий этап работы Этап рефлексии.

— Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ проведем с помощью приема «Синквейн» (слайд)

— Предлагаю составить белый стих на основе текста о критическом мышлении.

(Алгоритм синквейна. Зачитывают свои варианты. Добавить в дерево прием синквейн)

Акростих

8. Обобщение

— Давайте подведем итог нашей работы.

— Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления.

(Технология критического мышления…..

Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…

Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:

Вызов Осмысление Рефлексия

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).




map