Мастер-класс Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкол



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23 центр развития ребёнка

МАСТЕР – КЛАСС:

«Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности».

Подготовила и провела:

Педагог-психолог Волкова И.В.

г.о. Железнодорожный

2012 г.

?Теоретическое обоснование выбора темы?

«Если бы я потерял свое тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь — значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно — начало и конец моего существования».

Иван Ильин, русск. Философ

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде.

Ребёнок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения, экспериментирования. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть.

Целостное представление о себе может сформироваться у ребёнка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Для новорожденного ребёнка – его тело – это весь его мир, и телесные ощущения – единственный канал общения с окружающим миром. Ориентируясь на телесные ощущения, ребенок познает себя и то, что его окружает. Таким образом, работа с кинестетикой – один из важнейших факторов формирования целостной личности ребёнка.

Учитывая, что ведущей системой восприятия ребенка-дошкольника является кинестетическая, формирование интегративных качеств у детей по ФГТ целесообразно с использованием телесно-ориентированного подхода путем экспериментирования с собственными телесными ощущениями и возникающими в ответ на это чувствами в безопасной обстановке.

Безопасная обстановка создается в процессе ведения тренинга, где обязательно выполняется ряд условий:

— одно и то же время и место проведения занятий;

— на занятия не допускаются посторонние (если присутствуют воспитатели, то они становятся участниками группы);

— основная форма организации пространства – круг, чего не предусматривается в традиционной системе занятий;

— отсутствие категории оценки: дети просто проживают всё происходящее, где каждый ребёнок является участником эксперимента, предлагаемого в упражнении, и таким образом приобретают некий опыт, который индивидуален у каждого ребёнка и не «подгоняется» ни под какой стандарт.

Таким образом, дети привыкают к тому, что ценность имеет каждый человек и его уникальный опыт. Опыт, полученный в ситуации отсутствия оценки повышает уверенность в себе. Научившись познавать себя и окружающий мир конструктивно в безопасной обстановке, дети переносят этот навык на все остальные ситуации, что является одним из главных ориентиров и критерием успешности педагогической работы с ребёнком в современном обществе.

Телесно-ориентированный подход можно применять для формирования таких интегративных качеств, как:

— физически развитый;

— активный;

— овладевший способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

— способный управлять своим поведением;

— овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

— имеющий первичные представления о себе;

— овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.

Формирование данных качеств с применением телесно-ориентированных методов можно интегрировать в различные виды деятельности в ДОУ:

Собственно психологическая работа (групповая (тренинговая) и индивидуальная работа.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия.

Физкультминутки во время собственно образовательной деятельности.

Организация режимных моментов (одевание-раздевание и т.п.).

Организация игровой деятельности.

Тренинговое занятие «Моё тело – это Я».

Ритуал приветствия.

Ведущий предлагает участникам встать в круг, взяться за руки. (Если участники группы не знакомы между собой и с ведущим, каждый по очереди называет свое имя (например, Маша)). После чего все хором пропевают: «И Маша здесь…». Если все знакомы, пропевают имена сразу. Так по кругу.

Этот ритуал очень важно повторять в начале каждого занятия именно потому, что имя имеет особое значение для человека. Как пишет М.В. Осорина в своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»: «Поначалу сам для себя ребенок не существует, являясь как бы «слепым пятном». Первый этап в осознании человеком факта своего существования в этом мире начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» здесь, выделив ребенка из фона окружающей жизни как значимую фигуру и назвав его по имени». Именно с помощью взрослого, когда он называет его по имени, ребенок испытывает ощущение «Я есть и я знаю, кто я, значит, я существую в этом мире и я значим».

Для работы с дошкольниками целесообразно ввести в пространство тренинговой группы сказочного героя, который будет помогать участникам выполнять те или иные задания и/или отвечать на сложные вопросы.

Правила группы.

Ежик предлагает следующие правила поведения на занятиях:

говорить по одному;

никого не обижать, никого не унижать;

если не знаешь, что делать, обратись к Ежику или к ведущему. Здесь ведущий поясняет: «Если вам нужна будет помощь или вы хотите задать вопрос Ежику, что-то ему сказать, вытяните руку вперед ладошкой кверху. Это будет означать, что вы обращаетесь к Ежику».

(Ритуал приветствия и правила принимаются на первом занятии, а на всех последующих – повторяются).

Разминка «Лесные жители проснулись».

Ведущий: «Сегодня мы совершим путешествие в Страну Чувств и Ощущений и помогут нам в этом путешествии наши друзья – жители волшебного леса. Утро в лесу.

— Гномики проснулись, сладко потянулись (потянуться).

— Нос, рот, голова (руками касаемся частей тела),

— Уши, щеки, лоб, глаза,

— Плечи, плечи,

— Шея, грудь –

— Не забыть бы что-нибудь!

— Ноги: топ-топ, (топнуть)

— Руки: хлоп-хлоп (хлопнуть).

— Раз – туда, (правая рука – в сторону)

— Раз – сюда (левая рука – в сторону).

— Это – «нет» (покачать головой),

— Это – «да» (покачать головой).

— Начали одеваться (показать).

— Гномики умылись (показать), встать не поленились. (Ведущий: «Что вы чувствуете после такой зарядки? Какие ощущения возникли в вашем теле?»)

— Вышли гномы на крыльцо (открываем дверь),

— Солнце светит им в лицо (подняли голову, зажмурили глаза),

— Зайцы в гости к ним спешат (шагаем),

— В барабаны все стучат (шагаем и стучим в барабаны: руки согнуты в локтях,

запястья напряжены, имитируем барабанную дробь).

— Пошумели, постучали, в гости всех друзей созвали!

— И мы подарочки возьмём, в гости к гномикам придём!

Упражнение «Лепим пирожки».

Ведущий: «С чем же мы пойдем в гости к гномам? С пирожками! Давайте приготовим их сами!». Участникам раздаётся солёное тесто. Мы мнём его в руках и описываем свои ощущения (какое оно: мягкое, прохладное, приятное и т.д.). Замесили тесто и начинаем печь пирожки, приговаривая:

— Я пеку, пеку, пеку, всем друзьям по пирожку.

— Подарю их от души. Угощайтесь, малыши!

Ведущий: «А теперь мы понесем наше угощение лесным жителям! (Кладем пирожки на подносы и шагаем по «лесной тропинке»). Представьте, что у вас под ногами лесная тропинка. Приятно по ней идти?

Ой, мы нечаянно наступили на сучок! Что вы чувствуете? Потрем ступню, чтобы не болела. Продолжаем идти и снова под ногами у нас песчаная лесная тропинка.

Ах, что это упало на плечо? Шишка! Что вы почувствовали? Потрем плечо и пойдем дальше!

Ух, какой ветер поднялся! Что вы чувствуете? Прижмем руки к телу, чтобы согреться…

Вот и снова выглянуло солнышко! Что вы чувствуете? Расправили плечики, вдохнули полной грудью, выдохнули.

Ведущий: «Я уже вижу домик гномиков! Вот и наши друзья! Давайте угостим их нашими пирожками и пригласим в путешествие по Стране Чувств и Ощущений. Только где же эта страна находится? (В нашем теле)

Упражнение «Моё тело – это Я». Ведущий: «Давайте расскажем нашим друзьям,

из каких частей состоит тело человека. Могут отдельные части нашего тела жить отдельной жизнью, например, ноги сами по себе гуляют, руки в это время рисуют, тело спит? Что тогда может произойти с человеком?

Покажите, как гуляют ваши ноги; рисуют руки; спит тело. (Ведущий обращает

внимание на то, что при показе отдельных движений остальные части тела участия в них не принимают). Как вы себя при этом ощущаете?

Что вы поняли? («Моё тело – это Я сам»).

Упражнение «Что в тебе и во мне общего?» Ведущий делит всех участников на

пары, рассаживая их таким образом, чтобы получился внешний и внутренний круг: «Давайте обсудим, вы разные или одинаковые? Что между вами общего и чем вы друг от друга отличаетесь? (Дается время для обсуждения 2-3 минуты). А теперь давайте расскажем об этом гномикам!»

Ведущий: «Наше путешествие подходит к концу. На прощание наши друзья дарят нам волшебные кисти и краски, мелки и карандаши, чтобы мы смогли нарисовать Страну Чувств и Ощущений. А теперь мы прощаемся с нашими друзьями и по лесной тропинке возвращаемся обратно».

Упражнение «Рисуем Страну Чувств и Ощущений». Ведущий: «Вот мы и

вернулись! И теперь я предлагаю нарисовать вам страну, по которой мы сегодня путешествовали. (Участникам группы предлагаются: лист ватмана, краски, кисти, карандаши, мелки).

Завершение. Ведущий: «Понравилось вам путешествие? Было интересно? Что вам

больше всего сегодня понравилось?»

Спасибо!

До свидания!

Литература

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М., 2003.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М., 2001.

Жизненные навыки для дошкольников/под ред. С.В.Кривцовой (курсы повышения квалификации).

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М., 2007.

Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и с миром. – М., 2002.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2004.




map