Мастер-класс урока окружающего мира по теме Про воздух Мастер-класс урока окружающего



МБОУ

МБОУ «СОШ с. Шатой»

Мастер-класс

урока окружающего мира по теме

«Про воздух».

2-й класс

Газаева О.В.

учитель нач. кл.

2012-2013уч.г.

Ход урока

Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные — формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Регулятивные — определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные — выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные — оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Оборудование:

 опорные сигналы, тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Для опытов: пробирка, колба, воздушные шарики (каждому ученику), свечка, спички, стакан, освежитель воздуха (для учителя), мяч футбольный, насос.

Индивидуальные карточки для чтения.

Таблички для схемы.

Словарь С.И.Ожегова.

Геометрические фигуры.

Ход урока.

1. Самоопределение к учебной деятельности:

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

— Что нового узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?

— А как вы думаете, а все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

— Вы хотели бы узнать ещё что- то новое об окружающем мире?

— Сегодня вы более подробно познакомитесь с одним из объектов неживой природы, узнаете о его свойствах.

— Скажите, а с чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)

— Верно! Скажите, а все ли знания о природе мы будем повторять? (Нет только то, что нам необходимо)

— Молодцы. Тогда смелее в путь!

Стихотворение наизусть читает ученик.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

2.Сообщение темы и целей урока.

— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке и докажите своё мнение.

Ученик читает загадку по карточке (2 раза):

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем

Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

хвойные

 Учитель задаёт вопросы:

— Что на глобусе обозначено голубым цветом?

— Как назвать одним словом снег, дождь, град?

— Время года после осени?

— Что летом бывает грибным?

— Время суток подходящее для завтрака?

— Деревья бывают лиственные и :..?

— А теперь обведите первую букву каждого слова в кружок и прочитайте слово, которое получилось?

Варианты ответов учащихся:

-Я думаю, что речь пойдёт о воздухе, потому что мы без него не можем жить.

— Возможно, на уроке мы будем говорить о воздухе, так как мы его не видим. Воздух через нос попадает к нам в лёгкие.

— Как бы вы определили тему урока?

— Сверим ваши предположения с тем, что у меня написано на доске.

(Учитель вывешивает на доску карточку.)

На доске тема урока: «Что такое воздух?»

— Тема урока обозначена вопросом.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы превратимся в исследователей.

— Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?

Варианты ответов учащихся:

-Я думаю, что это учёные.

— Это человек, который занимается различными исследованиями, что-то изучает.

— Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова?

Варианты ответов учащихся:

— Можно использовать словарь.

— Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре

С.И. Ожегова

«Исследователь – это человек, который занимается научной работой».

(из словаря С.И.Ожегова)

3.Воздух и его свойства. Демонстрация опытов.

Опыт 1.

Назовите предметы, стоящие на ваших партах. Предположите, какой вид работы будем выполнять.

Варианты ответов учащихся:

— На партах находится пробирка и стакан с водой. Я думаю, что мы будем в пробирку наливать воду.

— Наверное, мы будем пробирку опускать в стакан с водой.

— Мы исследователи и будем проводить опыты.

— Возьмите в руки пробирку. Что в ней находится?

Варианты ответов учащихся:

— Пробирка пустая.

Что ж, давайте проверим наши предположения.

Медленно опускаем пробирку в стакан с водой.

— Что вы увидели?

Варианты ответов учащихся:

— Из горлышка побежали пузырьки.

— Мы предположили, что пробирка пуста, откуда же появились пузырьки? Что за «невидимка» сидел в пробирке?

Варианты ответов учащихся:

— В пробирке находился воздух.

-Правильно. Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом. Но видим ли мы его?

Варианты ответов учащихся:

— Я думаю, что воздух увидеть нельзя.

— А я думаю, что воздух можно ощутить.

— У нас две версии. Кто из исследователей прав? В этом нам придется сейчас разобраться. Каким бы вы цветом изобразили воздух, если бы были художником.

Варианты ответов учащихся:

— Я бы взял голубую краску.

— Нет цвета, которым можно изобразить воздух.

— Воздух бесцветен.

— У нас несколько предположений. Необходимо разобраться, чье утверждение верно.

Учитель вывешивает на доску карточку.

Верно ли утверждение, что в классе есть воздух?

Варианты ответов учащихся:

— Я думаю, что в классе есть воздух.

— Воздух есть не только в классе, он окружает нас везде.

— Правильно, всё пространство в классе заполнено воздухом.

Посмотрите на соседа, вы видите друг друга? Посмотрите в окно.

— Вы видите всё, что за окном? О каком свойстве воздуха можно

ещё сказать?

Вывод учащихся:

Воздух прозрачный.

Учитель вывешивает на доску карточку.

— О каких свойствах воздуха мы узнали?

Вывод учащихся:

Воздух – бесцветен и прозрачный.

Опыт 2.

Сейчас исследуем воздух на запах. Предположите результат нашего исследования.

Варианты ответов учащихся:

Воздух не имеет запаха.

— Воздух имеет запах, мы же чувствуем, например, что готовят в столовой.

— Проверим наши предположения.

— Играем в игру «Ночь». Закройте глаза.

Учитель использует освежитель воздуха.

— Что изменилось?

Варианты ответов учащихся:

Вы использовали освежитель и воздух стал пахнуть.

— Воздух приобрёл запах.

Вывод учащихся:

— Воздух своего запаха не имеет. Пахнет он лишь тем, чей запах

в данный момент распространяется. Например: дым, дух, ,запах еды.

Сравним результат вашего исследования и мой вывод.

Учитель вывешивает на доску карточку.

Опыт 3.

(На столе у детей лежат воздушные шарики)

Предположите, для чего нам нужны предметы, лежащие на столе.

Варианты ответов учащихся:

Наверное, мы будем надувать шарики?

— Возможно. Но как мы можем связать эти предметы с темой нашего урока?

Варианты ответов учащихся:

-Может быть, мы сможем узнать, сколько воздуха находится в шарике.

— Какую форму приобретает воздух, находящийся в шарике.

— Возможно, вы и правы. В ходе выполнения работы мы узнаем, кто был прав.

— Надуйте шарики и попробуйте его сжать. Что вы наблюдаете?

Варианты ответов учащихся:

Шарик сжимается, значит, и воздух в нем можно сжать.

— Оказывается, что воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления и очень широко используют сжатый воздух в жизни. А вот какое приспособление, вы ответите сами, после моего рассказа.

Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят

как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах

автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно,

без тряски.

А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, посмотрите, как они отскакивают и подпрыгивают!

(Учитель демонстрирует.)

— Как вы думаете, какое приспособление использует человек для сжатия воздуха?

Варианты ответов учащихся:

Человек использует насос.

(Учитель показывает приспособление для сжатия воздуха – насос.)

Что вы ещё узнали о воздухе и где он используется?

Вариант ответа учащегося:

Воздух можно сжать при помощи насоса.

Учитель вывешивает карточку.

— Сжатый воздух используют в камерах автопокрышек, мячах.

Опыт 4.

На доске геометрические фигуры.

— Что вы видите на доске?

Вариант ответа учащегося:

— На доске геометрические фигуры.

Предположите, для чего они?

Варианты ответов учащихся:

— Мы будем конструировать что-нибудь из фигур.

— Находить лишнюю фигуру.

— Сравнивать.

Назовите, какие геометрические фигуры вы видите.

Вариант ответа учащегося:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map