Мастерская клруководителяРодительское собрание Воспитанный человек-это



Мастерская классного руководителя

Родительское собрание: «Воспитанный человек – это…»

Ход родительского собрания

Высказывания о воспитании.

1. Обсуждение с родителями высказываний знаменитых педагогов.

«Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни» (Дж. Дьюи).

«Школа – это мастерская человечности» (Я.А. Коменский).

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А. Сухомлинский).

«Вежливость порождает и вызывает вежливость» (Э. Роттердамский).

«Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А.С. Макаренко).

Вступительное слово учителя.

Данному разговору предшествует следующий эпиграф:

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем. — О том, что хорошо.

— И хорошо не очень.

— Чего-то знаешь ты.

— А что-то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим. Вдруг будет интересно*.

2. Анализ анкетирования детей по теме собрания.

Примерный текст вступительного слова классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на родительское собрание. В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – тот, который умеет хорошо себя вести. Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и самому себе начинаются в детстве. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Он должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.

Чтение мини – сочинений учащихсяВоспитанный человек – это …»

В столовой, перед едой, необходимо помыть руки, после приема пищи – убрать за собой посуду. Класс, как и дом, требует чистоты и порядка. Нужно мыть доску, поливать цветы, выполнять поручения учителя. А что могут сделать родители, чтобы усовершенствовать навыки культурного поведения? Очень многое. Ведь семья играет главенствующую роль в процессе становления личности, это первый устойчивый коллектив в жизни малыша. Именно в семье, еще до школы, формируются и закладываются его основные черты характера, привычки.

Чтобы ученик быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены правила поведения в различной обстановке: в школе, дома, в общественных местах. «Прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроках и переменах, не опаздывай на занятия» – так сформулировано первое правило в школьном Уставе.

Преподаватель обязательно расскажет учащимся, что в школу надо приходить вовремя, аккуратно одетым, в начищенной обуви, аккуратно подстриженным, гладко причесанным. От педагога ваш ребенок узнает, что если в класс входит взрослый – директор, учитель – в знак приветствия все должны встать. Чтобы спросить или ответить взрослому, необходимо поднять руку.

Во всех действиях в школе должен быть порядок. Учитель объяснит и те правила, которые надо соблюдать на перемене: не кричать, не бегать, чтобы не мешать окружающим. Он расскажет, как вести себя в столовой, что перед едой необходимо помыть руки, после приема пищи – убрать за собой посуду. Объяснит, что класс, как и дом, требует чистоты и порядка. Мы – большая семья, а чтобы не было в ней тесно, нужно знать свои поручения и выполнять их. Вымыть доску, полить цветы, протереть парту. Это и многое другое расскажет детям учитель.

А что могут сделать родители, чтобы усовершенствовать навыки культурного поведения? Очень многое. Ведь семья играет главенствующую роль в процессе становления личности, это первый устойчивый коллектив в жизни малыша. Именно в семье, еще до школы, формируются и закладываются его основные черты характера, привычки.

Чтобы ваш ребенок быстро запомнил это , надо почаще спрашивать его об этом, не забывать говорить «волшебные слова», не грубить и не сквернословить самим, так как вашу привычку обязательно переймет ваш ребенок. Не демонстрировать показную вежливость и чуткость, так как ребенок начнет вам подражать, и вы заметите фальшь в отношениях. Если вы будете тактичны с другими людьми, это станет замечательным уроком добра и человечности для ребенка.

Наблюдения за детьми показали, что они знают вежливые слова, однако употребляют лишь «здравствуйте» и «до свидания». Очень редко говорят: «пожалуйста», «разрешите», «извините». А все потому, что в диалоге ребенка со взрослым чаще слышишь: «дай», «отстань», «не мешай» и т. д. Необходимо больше беседовать с детьми, рассказывать о том, как возникло то или иное слово, в какой ситуации его целесообразно использовать.

Читайте больше рассказов о жизни детей, поучительные истории, басни. Уместны стихи А.Л. Барто, рассказы Б.В. Заходера, С.Я. Маршака. С первых дней учитель знакомит учащихся со строчками из стихотворения С.Я. Маршака «Школьнику на память».

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Учитель спросит – надо встать, когда позволит, тогда – сядь.

Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

Основные правила, посвященные организации жизни ребенка дома, следующие:

Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время;

Ежедневно делай утреннюю гимнастику. Всегда будь чистым и опрятным;

Слушайся родителей, помогай им в домашних делах.

И здесь нужна помощь родителей. Продумайте, как лучше организовать свободное время ребенка, его досуг, какие поручения по дому вменить ему в обязанность. Будьте для него примером не только на словах, но и на деле. Чередуйте любимые занятия ребенка с посильной помощью по дому. Как правило, дети должны сами убирать свою постель, завязывать шнурки на ботинках. С поступлением в школу самообслуживание становится обязанностью первоклассника: придя домой после занятий, ребенок должен переодеться, аккуратно повесить форму, навести порядок в портфеле, на своем рабочем месте.

Если вы поручаете своему сыну или дочери вытереть пыль, подмести пол, полить цветы, не забудьте, пожалуйста, о доброжелательном тоне. Если работа выполнена не очень качественно, помогите исправить недочеты. Не оставляйте без внимания мелкие огрехи, это приведет к безответственности, выполнению задания спустя рукава.

Правилам поведения в общественных местах также уделяется в школе огромное значение. Проводятся инструктажи, разыгрываются различные ситуации. Во время поездки на транспорте приучайте ребенка уважать старших, не портить государственное имущество, быть чутким и заботливым к окружающим.

Все правила, о которых шла речь, очень важны. Каждый учитель стремится воспитать у детей самые добрые чувства. Но эта работа дает результаты лишь тогда, когда слова педагога подтверждаются родителями. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.

«Нравственные ценности семьи – основа воспитания младшего школьника».

Нарбут С.О., учитель начальной школы.

К сожалению, в нашем обществе существуют такие явления как равнодушие, жестокость, агрессия. Как уберечь наших детей от этого? Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые он видит. Даже малое негативное проявление со стороны взрослого оказывает своё отрицательное влияние на ребёнка. Дети всё видят и слышат, и всё запоминают. И только, если ребёнок духовно крепок и нравственно воспитан, он хорошо чувствует это и будет отторгать всё отрицательное от себя. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьёй и в семье. Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные качества должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства. Для нас было важно узнать, какие нравственные качества вы воспитываете в ребёнке в первую очередь.

— добропорядочность;

— терпимость;

— ответственность за свои поступки;

— трудолюбие;

— доброту;

— любовь и уважение к близким людям;

— умение сопереживать;

— патриотизм;

— отзывчивость.

Эти качества и являются определением понятия, что такое нравственность. Это то, что позволяет считать человека личностью. То есть – это отношения, существующие между людьми, и обязанности, которые вытекают из этих отношений. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества (справедливость, милосердие, отзывчивость, доброта, сочувствие, уважение, ответственность, патриотизм, терпимость) должны закладываться сегодня.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

«Дети — это зеркало родителей. Если ребёнок поступает неправильно — это вина родителей и только родители могут сделать свое отражение лучше!»

«С улицы ничего не впитывается, если всего хватает в семье!»

«Родители воспитывают детей собственной воспитанностью».

Главным примером для маленького ребёнка являются в первую очередь самые близкие для него люди. Вместе с ребёнком нужно спокойно разобраться и понять проблему, чтобы такого больше не повторилось. Отрицательное влияние на поведение ребёнка могут оказывать и друзья, и улица. Вот какой совет был дан в одной из анкет для решения этой проблемы: «Без друзей обойтись ребёнку никак нельзя, поэтому родители должны знать друзей своего ребёнка. И если вам что – то не нравится в друзьях своего ребёнка, не запрещайте дружить, т.к. «запретный плод сладок», а честно скажите, что вам не нравится. Поговорите с ребёнком и его друзьями, объясните».

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Через уроки, внеклассные мероприятия мы стараемся научить наших детей, как стать добрыми по отношению к людям, учим понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Давайте объединим наши усилия и будем строить нравственное воспитание на основе неразрывного единства взглядов, знаний, убеждений и действия слова и дела.

Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

В последнее время всё чаще стали говорить о жестокости детей по отношению к окружающей природе, близким. Сначала маленький герой хватает родителей за волосы, вырывает серёжки из ушей мамы, кусает за руку, потом отрывает крылья бабочке, с удовольствием тянет за хвост пушистого кота. Детская шалость, которой можно умиляться? К сожалению, в деле воспитания нравственных понятий у младшего школьника вы чаще обращаетесь к ресурсам Интернета, телевидения, журналам. И вовсе не к советам классиков. Часто можно услышать: «На книги нет времени». А ведь простая сказка научит большему, нежели популярные мультфильмы или то, что смотрит родитель.

Однако очевидно, что ограничиваться тезисом «нет телевизора — нет проблемы» не стоит. Ведь психика ребенка всё же не чистый лист, на котором записывается всё, что есть вокруг, а активная система, которая ищет и выбирает в потоке информации именно то, что ей нужно сейчас. Но если насилие, жестокость и агрессия существуют в этом мире — то ребёнок должен уметь и преодолеть их, контролировать свой гнев, страх, капризы. «>Поэтому искусству человеколюбия учат с начальной школы.

А беда порой в том, что мы забываем, ЧТО искали, а найдя, понимаем, что ПОЗДНО.

И вовсе не кровавые фильмы-страшилки виноваты в том, что ребенок становится повышенным к агрессии, а недостаточное внимание к тому же ребенку, нехватка времени на внимание к нему, общение с ним, а именно это время он и заполняет пересмотром всего, что демонстрирует нам современная телесеть.

4. Рефлексия собрания, обсуждение с родителями затронутых проблем.

3. Дискуссия по предложенным классным руководителем ситуациям:

— Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: «Сиди, сиди, ты еще маленький».

— Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

— Придя на урок, ребенок не находит в портфеле нужного учебника. Он начинает обвинять маму, бабушку в том, что они забыли положить книгу в его портфель.

— Идет школьный праздник. Выступают дети и родители. Некоторые взрослые начинают с детьми негативно обсуждать актеров, говорить о них плохо и неуважительно.

Рисунки Моё поведение в школе»

Закончить своё выступление хочу словами стихотворения:

Жить в мире с другими, как научиться?

Надо верить в себя, терпеливо трудиться

И помнить о том, что бесценный дар —

Друг с другом общение всем нам дан.

С любовью в сердце, с заботой о близком

Тепло и радость будем дарить.

Каждой минутой, прожитой в мире,

Давайте, друзья, дорожить!

Памятка родителям от ребёнка.

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени.

Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.






map