Мастерская Организация практико-ориентированных внеурочных форм лаборатория Экознайка



Мастерская «Организация практико-ориентированных внеурочных форм: лаборатория «Экознайка».

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по нашему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

— изучение теоретических источников;

— наблюдение;

— поисковый эксперимент;

— описательный;

— анкетирование;

— интервьюирование;

— использование кп

Для знакомства младших школьников с методикой проведения учебных исследований понадобится два-три тренировочных занятия. В ходе подготовки к ним изготавливаю картонные карточки с символическими изображениями методов исследования: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.

Карточки с символическими изображениями методов сбора информации есть не что иное, как план исследования. Важно объяснить ученикам, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. С этой целью раздаю учащимся ручки и небольшие листы бумаги, а также цветные карандаши или фломастеры. Целесообразно показать младшим школьникам, как можно сделать на листе бумаги краткую запись или рисунок.

Ученики проводят исследования всеми доступными им методами, в ходе которого они должны:

1) дать определения основным понятиям;

2) классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

3) выявить и обозначить все замеченные ими парадоксы;

4) подобрать метафоры и сравнения;

5) сформулировать суждения и умозаключения;

6) сделать выводы;

7) указать возможные пути дальнейшего изучения темы исследования;

8) подготовить текст выступления;

9) подготовить схемы, макеты, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

В ходе исследовательской деятельности у детей формируются следующие навыки:

1. Мыследеятельные выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

2. Презентационные — построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

3. Коммуникативные — свободное владение информацией, умение четко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить оптимальный вариант;

4. Поисковыенаходить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;

5. Информационные — структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Таким образом, можно утверждать, что применение метода исследование на уроках продуктивно. Открытие — как единица обучения, повышает познавательную активность, обеспечивает творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний.

2. Лаборатория «Эко-знайка».

Все приборы, оборудование лаборатории распределено в 5 центрах:

Центр Природные ресурсы;

Центр Человек и его здоровье;

Центр Микромир;

Центр взвешивания;

Центр воды.

А так же предусмотрены места :

-для контроля,

-демонстрационного стола,

-презентации,

— выставки работ «Чудеса открытий».

На примере одного фрагмента внеурочного занятия мы рассмотрим работу в лаборатории.

Тема: Почва, состав и свойства»(3 класс).

Цели : ознакомить учащихся со свойствами почвы; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; формировать понимание значения экологической чистой почвы для жизни всего живого на Земле; воспитывать бережное отношение к природе в целом.

Учащиеся уже имеют опыт работы в лаборатории, знают назначение центров.

В начале урока после определения темы, выдвижения гипотез и проблем по теме урока, выяснения, что такое почва, дети по желанию делятся на 5 групп и определяются с центром, в котором будут вести исследование почвы.

В центре получают карточку с инструкцией или заданиями.

Центр «Природные ресурсы».

  Инструкция.

Выберите необходимое из предложенных предметов центра по теме «Почва» и заполни 1-ую колонку таблицы.

Что такое плодородие почвы? От чего оно зависит? Построй схему.

Запишите объяснение новых понятий во 2-й колонке таблицы.

Как человек использует почву? Заполни 3-ью колонку таблицы.

Название почвы

Объяснение названия почвы

Значение почвы для человека*

Почва нашего края (+ \ -)

Место расположения черноземных почв**

*свяжи с предметами центра ** — по карте почв

Центр «Человек и его здоровье».

… А люди сказали: «Земля , чтобы жить».(А.Тетивкин)

Как понимаете смысл этой стихотворной строки, связав с темой урока «Почва»? Обоснуйте .(Помощь: обработка, посадка, урожай).

Как связано здоровье человека и почва?

Спрогнозируйте, какие проблемы со здоровьем могут возникнуть, если эта связь будет плохо работать. Постройте схему:

4. Для своего ответа используйте опору:

  « Уважаемые слушатели! Наша группа представляет … Если … человек будет только… почву , то у него со здоровьем могут возникнуть следующие проблемы…. Берегите…!»

5. Прорепетируйте ответ в группе.

Центр «Микромир».

Исследуйте состав почвы. Ответьте, почему земля не засыпана горами листьев, сломленными ветками? Куда исчезают погибшие животные?

Зарисуй полученные выводы, используя модели (схематичное изображение объектов).

Центр взвешивания.

Проведите взвешивание песка, глины, перегноя. Запишите результаты в таблице.

Постарайтесь уравновесить эти вещества. Результаты занесите в таблицу.

Предположите, как образовались песок и глина.

Обсудите полученные выводы в группе.

Название вещества

масса

вывод

Центр воды.

Опытным путем исследуйте свойства почвы.(ТПО№1-с.39). Распределите по 1 опыту на каждого.

Сделайте выводы ,обсудите их и постройте кластер «Свойства почвы».

Презентация результатов работы групп.

Рефлексия: что нового узнал? Какие открытия сделал?




map