Мастерская по изготовлению веточки вербы В воскресенье Вербное



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №25 «Троицкий»

Конспект

совместной деятельности педагога и детей

Мастерская по изготовлению веточки вербы «В воскресенье Вербное…»

(старшая группа)

Подготовила:

воспитатель

Момот Л.В.

Старый Оскол

2013 г

Цель: способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы ; познакомить с традициями и обрядами ,происходящими на Вербное воскресенье.

Задачи:

1.Расширять представления о празднике Вербное воскресенье.

2.Развивать познавательный интерес.

3.Закреплять умение создавать веточки вербы.

4.Воспитывать желание быть продолжателями традиций и обычаев.

5.Повышать духовно-нравственный уровень детей.

Тип образовательной деятельности: интегрированная

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение», «Труд».

Методы и приемы : словесные (объяснение, художественное слово),игровые(сюрпризный момент ,русская народная игра),наглядные(показ слайдов ,рассматривание иллюстраций) практический(изготовление веточек вербы)

Предварительная работа: разъяснение труднодоступных слов ,которые встретятся на занятии — Иисус Христос, Иерусалим, Божий храм, исцелять, христиане, Светлое Христово воскресенье

Материально-техническое оснащение:

Слайды о вербе, иллюстрации о весне; образцы веточек вербы, салфетки коричневого и белого (желтого) цвета, кусочки ваты, полоски двойного скотча , шпажки для шашлыков.

Ход занятия:

Групповая комната украшена иллюстрациями о весне, на окнах и в вазах стоят веточки вербы.

Дети стоят на ковре.

Воспитатель обводит жестом комнату и обращается к детям:

Ребята, мне кажется, в нашей группе кто-то побывал.

Что за гостья сюда приходила,

И что в группе она изменила.

Внимательно смотрите

Приметы гостьи вы найдите.

Вы догадались, какая гостья побывала в вашей группе?

(В это время идет видеоролик, где воспитатель в костюме «Весны» развешивает в группе иллюстрации о весне и ставит в вазы веточки вербы )

Дети: Весна.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Наша Земля прекрасна во все времена года и каждое время года прекрасно по- своему. Но есть в природе время года , когда природа пробуждается от зимнего сна и вся оживает ожиданием тепла и солнца- это весна. Какое нежное и ласковое слово «Весна!». Ребята, давайте придумаем красивые слова для весны. Весна какая?

Дети: Радостная, звонкая, солнечная , зеленая.

Воспитатель : К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины,

На полях видны

Верно , очень теплые

Ноги у весны.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации о весне, развешанные в комнате и задает вопросы по ним:

1.Какие ощущения вызывают картинки?

2.Какие цветовые гаммы использованы на картинках?

3.А вам, ребята , приходилось в жизни видеть такие картины ?

Весна еще не сшила

Лесам , лугам рубашки.

Лишь верба распустила

Кудрявые барашки.

Барашки золотые

Бегут по тонким веткам-

Веселые, живые,

Как маленькие детки.

Воспитатель: В марте появляются на вербе почки , пухлые ,закрытые коричневыми колпачками .Потом верба колпачки сбрасывает, и ее сережки становятся сначала серыми, а потом желтыми.

(Показ слайда)

Ребята, а какие праздники отмечают весной?

Дети:8 Марта, день смеха, день космонавтики, Пасха.

Воспитатель : Вот как много праздников вы вспомнили. А еще есть праздник — Вербное воскресенье .Его справляют в последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает большой христианский праздник – Вход Господень в Иерусалим . В один из весенних дней Иисус Христос со своими учениками пришел к священному городу Иерусалиму. Его радостно встречали люди и бросали под ноги пальмовые ветви. Так в те времена встречали героев и победителей . Ведь Иисус Христос воскресил Лазаря, то есть победил смерть!

У нас в России пальмы не растут, а самой первой из деревьев распускается верба, поэтому и несут люди в храмы букетики вербы ,чтобы выразить свою радость. Вербу освящают ,а потом хранят целый год. Считается ,что она имеет силу исцелять и оберегать людей. В этот праздник освященными веточками вербы мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей ,чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:

Верба , верба, верба хлест,

Верба хлест — бьет до слез.

Верба синя бьет насильно,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело,

Верба хлест — бьет до слез.

Воспитатель: Любил народ в старину этот праздник , любит и сейчас. На Вербное воскресенье устраивались веселые игры . А вы хотели бы поиграть в русскую народную игру «Верба- вербочка »?

Дети: Да!

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Дети водят хоровод и поют:

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти , верба , во ржи,

Расти , верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо не вьет.

Канарейка-Машенька,

Соловейка — Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?»

«Ваня,- скажет,- милый мой»

Воспитатель: А сейчас я вам , ребята , предлагаю сделать веточки вербы своими руками.

Для этого мы из ваты и салфеток сделаем почки ( примерно 5 почек понадобится для одной веточки). Затем на шпажке закрепляем первую почку с помощью ленты из коричневой салфетки , шириной 1 сантиметр ,и начнем накручивать полоску на ствол, не забывая закладывать почки. На конце веточки ленту зафиксируем с помощью двойного скотча. Веточка готова.

По окончании веточки ставятся в вазочки.

Воспитатель: И как весть весны пришедшей

Под дыханьем теплоты,

Расцвели и распустились

Вербы желтые цветы.

Итог:

1. Что нового узнали?

2.Кому могли бы рассказать о празднике Вербное воскресенье?

3.Хотели бы вы еще поиграть в русские народные игры?

4.О каких православных праздниках хотели бы еще узнать?




map