Мастерская по окружающему миру для 2 класса



Конспект занятия по окружающему миру во 2 – а классе

учителя начальных классов школы № 76

Выборгского района Санкт – Петербурга

Галаевой Валентины Николаевны

Тема урока: Мир и человек. Природа и человек.

Тип урока: предметный игровой.

Цель урока :

1. Образовательная :

– обучение умениям ставить проблемы;

– обучение умениям творчески искать ответ;

– обогащение словаря учащихся;

– развитие умения самостоятельно решать поставленные задачи.

2. Развивающая:

– развитие креативных умений;

– развитие речи;

– умение работать в коллективе, осуществлять самоконтроль:

3. Воспитательная:

– воспитание уверенности в своих творческих способностях;

– воспитание любви к окружающему миру, бережного отношения к природе;

– воспитание культуры общения.

Форма урока: урок игра.

Метод урока: исследовательский.

Технология: мастерская.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Продолжительность урока: 2 урока – 90 минут.

Возрастная категория: 2 класс.

УУД:

Личностные: привести к осознанию ценности природы; нельзя не любить мир, в котором мы живём.

УМК: школа «России» А.А.Плешаков Окружающий мир. 2 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.

Оборудование: у каждого ученика на парте по четыре маленьких листочка

для написания растений и животных,

листы для мини-сочинения и ручки, а также доска и мел.

Ход мастерской.

Сегодня у нас необычный урок по окружающему миру.

Мир и человек. Природа и человек.

Что чувствует человек в этом окружающем мире?

Как воспринимает он этот мир?

Задумаемся над этими вопросами.

Я прошу вас прислушаться к себе. Сегодня каждый ответит на эти вопросы.

Возьмите на парте по два листочка и напишите по одному слову:

Кого из животных мира больше всего любишь?

Что из растительного мира больше всего любишь?

Каждый назовите своё слово, а я буду записывать их на доске:

в один столбик названия растений , в другой – животных.

Запись на доске:

Кошки, коты, котята – 11чел. Роза – 9 чел.

Собаки – 6 чел.Фиалка – 4 чел.

Лошади – 1 чел.Гладиолус – 1 чел.

Кролики – 1 чел.Тюльпан – 2 чел.

Гепард – 1 чел.Ромашка – 2 чел.

Ягуар – 1чел.Сирень – 2 чел.

Лиса –2 чел. Незабудка – 1 чел.

Колокольчик – 1 чел.

Кактус – 1 чел.

Расскажите , почему их больше всего любите.

Желание высказаться было у всех, каждый говорил за что любит именно это растение или животное. Все были активны, все хотели говорить. Дети слушали каждого выступающего внимательно, с явным интересом, старались не перебивать. Интересные были суждения, взгляды некоторых детей.

Возьмите ещё по два листочка и напишите по одному слову:

Кого из животных больше всего не любишь?

Что из растений больше всего не любишь?

Возникло замешательство. Этого явно никто не ожидал. Задание заставило детей особенно прислушаться к себе. На некоторых листочках было написано «не знаю».

В результате этого этапа работы:

записи на доске, высказывания детей, можно сделать вывод , что как правило в данном возрасте не любят то, что причиняет им физическую боль. Среди нелюбимых растений крапива, кактус, была и роза; а среди животных – это насекомые, пауки, крысы, крокодилы; были и птицы: вороны, чайки ( из-за питания на помойках).

Все листочки положите на один стол.

Вновь предложила ещё раз выбрать «кого люблю». Дети подходили группами к столу , где лежали листочки. Им было трудно, так как чужой почерк не всегда понятен. Некоторые дети вновь подходили к столу, чтобы забрать всех кого они любят по своему мнению. В итоге остались только насекомые, пауки, крыса, кактус и крапива.

Давайте попробуем доказать, что оставшиеся представители природы тоже имеют право на нашу любовь.

Высказывались все дети, равнодушных не было. Некоторые дети сумели показать определённые знания по данному предмету.

Кирилл Рожков очень убедительно доказывал нужность и полезность крапивы. Оля Васильева много интересного рассказала о своих любимых кактусах. Общими усилиями доказали нужность крыс и пауков.

Вновь предложила детям подойти к столу с листочками и, если у них изменилось мнение о некоторых представителях растительного и животного мира, то взять оставшиеся листочки.

В итоге стол оказался пуст. Вместе с детьми сделали вывод, что в природе нет ненужного. Поэтому надо разумно подходить к окружающему миру, любить и охранять его.

Завершающим заданием была работа со словом природа.

Из этого слова дети составили другие слова: род, пир, ода, аир, пари, пар, дар, да, рад (все слова на доске). Из эти слов все вместе составили словесный рассказ — картину единства мира. Картина существовала только в воображении, но дети работали увлечённо, каждому хотелось к общей картине добавить что-то своё.

Рефлексия была проведена письменная (мини сочинение) по следующим вопросам:

Как я себя чувствую, когда меня любят?

Как я себя чувствую, когда меня не любят?

Какие чувства у вас возникли во время занятия?

Изменилось ли у вас мнение о некоторых представителях природы?

На первый вопрос отвечали в основном словами радость, счастье, желание любить, некоторые писали «чувствую ласку».

На второй вопрос отвечали, что ощущали злость, грубость, возникала обида, грусть, огорчались.

Детские высказывания :

«сама злюсь», « я не трушу», « тоже не люблю», «я сержусь»,

«я вредничаю».

При анализе ответов на третий вопрос видно, что дети поняли основное: нельзя не любить мир, в котором мы живём. Он прекрасен даже там, где по нашему мнению он не красив, не добр. Это мнение из-за нашего не знания. Всё нужно в мире, бесполезного нет.

Высказывания некоторых детей:

«Я очень полюбила кактусы» (Маша Скороходова)

«У меня появилась любовь к кактусам.» (Тарасова Надя)

«Я узнала, что все животные полезны. Мне стало весело.» (Хмельницкая Настя)

«Я была горда собой». (Оля Васильева)

«На уроке я ощутила усталость» (Катя Жук)

«Я ощущал доброту и ласку. Мне было очень интересно» ( Кирилл Рожков)

Всем детям было всё интересно, много узнали, радостно, желали ещё подобное занятие.

Список использованной литературы

Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями.

//Начальная школа. -2003. № 2. –с.33 – 38.

Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей:

Методическое пособие. – СПб: СПб ГУПМ. 2002. – 119с.

Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен.

-СПб. КАРО. – 2005. – 448с.






map