Математическая прогулка



Математическая прогулка

Старший дошкольный возраст

Цель. Закреплять представления о свойствах и признаках предметов, навыки порядкового счёта, умение ориентироваться в пространстве. Продолжать учить составлять и решать задачи и примеры. Учить использовать в качестве счётного материала различные предметы. Развивать логическое мышление, речь.

Материал и оборудование. Лопаты для снега. Рулетка. Мишура. Формочки.

Предварительная работа. На вечерней прогулке дети разливают в формочки для песка подкрашенную воду.

Дети выходят на участок.

Воспитатель. Посмотрите вокруг. Скажите, какое сейчас время года? (Зима.) Как изменилась природа зимой? Что происходит в это время с животными и растениями? Как люди защищаются от холода? (Ответы детей.)

Зиму не зря называют волшебницей. Она превращает воду в … (лёд), тепло в … (холод), росу в … (иней), дождь в … (снегопад).

Кладёт зима на ветки

Из серебра монетки.

Любоваться ими можно,

А истратить невозможно.

Что это?

(Снежинки.)

Представьте, что вы превратились в снежинки.

Проводится разминка.

Мы, снежинки — белые пушинки,

(Поднимают и опускают руки.)

На облаке сидели,

По сторонам глядели.

(Поворачивают голову вправо-влево.)

С вьюгой подружились,

Быстро закружились.

(Кружатся.)

С ветром играли,

Быстро летали.

(Бегут по кругу.)

С ветром простились,

На ветки садились.

(Останавливаются, садятся на корточки.)

На ветках покачались,

В сугробе оказались.

(В полуприсяде подходят друг к другу, образуя сугроб.)

Ты слепи из нас комок,

В цель пускай летит снежок.

(Встают, имитируют бросок снежка.)

Воспитатель. Ай да снежинки! Всё вокруг белым покрывалом накрыли, дорожки замели. Как же мы на игровую площадку доберёмся? (Предположения детей.) Правильно. Надо дорожки расчистить. Поручим это мальчикам. Сколько у нас в группе мальчиков, столько нам понадобится лопат.

Мальчики выстраиваются в шеренгу, рассчитываются по порядку, затем берут лопаты и друг за другом проходят по дорожке, расчищая её.

Воспитатель. А вы, девочки, узнайте длину дорожки, которую расчистили мальчики, измеряя её шагами.

Девочки друг за другом проходят по дорожке, считая шаги.

Воспитатель. Удивительно! Все девочки шли по одной дорожке, все считали шаги правильно. Почему же количество шагов у них получилось разное? (Предположения детей.) Верно. Девочки делали разные шаги: одни большие, другие маленькие.

Дети на глаз сравнивают длину шага двух-трёх девочек по отпечаткам на снегу. Делают вывод: чем мельче шаги, тем большее количество их получится при измерении длины дорожки.

Воспитатель. Как же можно точно узнать длину дорожки? (Предположения детей.) Длину дорожки можно измерить рулеткой.

Вместе с детьми измеряет длину дорожки рулеткой.

Воспитатель. Смотрите, кто встречает нас на площадке! Это наш друг снеговик! Но куда исчезла его снежная подружка? Кто сорвал украшения с его ледяного домика? Снеговик говорит, что это проделки северного ветра. Ночью он долго кружил на участке, раскидывал игрушки и бросался снегом. Давайте поможем снеговику. Какие комья надо скатать, чтобы сложить из них снежную бабу?

Дети рассказывают о последовательности лепки снежной бабы, решают, кто какую часть фигуры будет скатывать, и приступают к работе.

Воспитатель по ходу работы побуждает детей стараться придавать снежным комьям правильную круглую форму и сравнивать их размеры. Затем дети складывают из комьев снежную бабу и украшают её мишурой.

Воспитатель. Ай да красавица! Ребята, скажите, одинаковыми ли получились снеговик и его подружка? Чем они похожи? Чем различаются? Придумайте им имена. (Ответы детей.) Молодцы! Вы сделали для снеговика Кнопа подружку Снежку. Вспомнили, что снеговики состоят из круглых снежных комьев разной величины. А теперь поиграем.

Проводятся игры.

«Где находятся предметы?»

Воспитатель. Назовите объекты (предметы), которые находятся слева от здания детского сада (справа, перед, за).

Каждый ребёнок называет один объект, уточняет его местоположение и основные признаки (соотносит с заданным объектом). Например: «Слева от детского сада растёт дерево. Это береза. Она ниже здания».

Воспитатель подводит детей к скамейке, на которой стоят формочки с замороженной водой.

Воспитатель. Давайте посмотрим, во что превратилась вода, которую мы вчера налили в формочки.

Дети вынимают из формочек разноцветные льдинки, объясняют их происхождение.

Воспитатель. Вспомните, герой какой сказки играл с льдинками? Что он делал? (Кай из сказки Андерсена «Снежная королева» выкладывал из льдинок слово «вечность».) А мы с вами поиграем с льдинками в математические игры.

Дети сортируют льдинки по цвету и форме, выполняют различные задания:

— выкладывают геометрические фигуры;

— составляют множества, на основе которых придумывают и решают задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Воспитатель. Для чего ещё можно использовать разноцветные льдинки? (Предположения детей.) Давайте украсим постройки на нашей площадке. Крепость оформим большими жёлтыми льдинками, ёлку — разноцветными маленькими льдинками, а домик снеговика — красными квадратными льдинками.

Дети распределяются на три подгруппы и выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы! Вы были внимательны: ничего не перепутали, всё сделали правильно. На таком красивом участке и играть приятно.

Дети организуют подвижные и сюжетные игры по желанию. Воспитатель побуждает их включать в игры элементы математики, предлагая пересчитать игроков (измерить длину и ширину ледовой дорожки, посчитать слепленные снежки и т.п.).






map