Математика и конструирование 3класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

О развивающем курсе для младших школьников

«Математика и конструирование»

Предполагаемый развивающий курс «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе. Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».

Учебник: «Математика и конструирование» 3класс, автор С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, издательство «Просвещение», год издания 2011.

Основная цель изучения курса « Математика и конструирование» состоит в том, чтобы обеспечить числовую грамотность учащихся, дать начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т. е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части (узлы) для детального исследования, собирать предложенный объект из частей, выбрать их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств или назначения на доступном для детей материале.

Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умение составлять заданные объекты из предложенных частей, которые должны быть отобраны из множества имеющихся деталей; умение разделить фигуру или объект на составные части, т. е. провести его анализ; умение преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций и свойств или с целью его усовершенствования, расширения области его применения, улучшения дизайна.

В соответствии с изложенными целями обучения основными положениями содержания и структуры курса являются:

— преемственность с действующим в настоящее время курсом математики в начальных классах, который обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи т. д., и курсом трудового обучения, особенно в той его части, которая обеспечивает формирование рудовых умений и навыков работы с различными материалами, в том числе с бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой, а также формирование элементов технических умений и технического мышления при работе с конструктором;

— усиление геометрической линии начального курса математики, обеспечивающей развитие пространственных представлений и воображения учащихся и включающей в себя на уровне практических действий изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой основе базы и элементов конструкторского мышления и конструкторских умений;

— усиление графической линии действующего курса трудового обучения, обеспечивающей умение изобразить на бумаге, сконструировать модель и, наоборот, по чертежу собрать объект, измерить его в соответствии с изменениями, внесенными в чертеж, — все это призвано обеспечить графическую грамотность учащихся начальных классов;

— привлечение дополнительного материала из математики и трудового обучения, который обеспечивает формирование новых умений и знаний, важных для нового курса. Это, например, представления об округлении чисел, о точности измерений и построений.

Курс «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся.

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся во всем многообразии их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другими; мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу, базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско- практическая деятельность, в свою очередь, не только обуславливает

формирование элементов конструкторского и технического мышления, конструкторских и технических умений, но и способствует актуализации закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Специфика целей и содержания курса «Математика и конструирование» определяет и своеобразие методики его изучения, форм и приемов организации уроков. Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащении новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий.

В зависимости от вида урока (урок изучение нового материала или урок закрепления и повторения) центр тяжести может быть сосредоточен в первом случае на изучении математического материала при непременном наличии элементов конструкторского – практического материала, а во втором – конструкторско – практической деятельности учащихся, в ходе которой активно используются и закрепляются ранее приобретенные математические знания и умения.

В методике проведения уроков по курсу «Математика и конструирование» учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста: часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, игра, загадка, диалог учитель- ученик или ученик- ученик.

Элементы конструкторско – практической деятельности учеников равномерно распределяются на весь курс и включаются в каждый урок курса «Математика и конструирование», причем задания этого плана органично увязываются с изучением арифметического и геометрического материала.

В результате занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому учатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого – то возникает интерес к учебе, а у кого – то закрепляется.

Содержательное наполнение курса разбито на 4 раздела.

1. Треугольник. Виды треугольников.

2. Прямоугольник. Квадрат. Параллелепипед.

3.Периметр фигур. Площадь фигур.

4.Круг. Окружность. Цилиндр. Шар.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Знать:

— определение площади геометрических фигур,

— единицы измерения площади, массы тел,

— правило определения площади прямоугольника,

— свойства арифметических действий;

— вычислять периметр прямоугольника (квадрата), треугольника;

— находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне;

— переводить одни единицы измерения величин в другие;

— соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;

— рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

— выполнять технический рисунок не сложного изделия;

— читать технический рисунок и изготавливать по нему изделие;

— вносить в технический рисунок и изготовленное изделие изменения по заданным условиям.

Уметь:

— сравнивать площади различной конфигурации,

— строить прямоугольник с заданной длиной сторон,

— определять площадь прямоугольника по его длине и ширине,

— выражать площадь, массу, используя разные единицы измерения этих величин; — выполнять краткую запись задачи.

Универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания чувств других людей;

– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

– понимания своей этнической принадлежности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– внутренней позиции обучающегося

на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Математики», к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем, классом

находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в письменной речи;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Календарно-тематическое планирование

Класс: 3

Учителя: Понамарева Н.И.

Количество часов: 56

В неделю 2 часа.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты.

 

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Дата

1-2

Повторение геометрического материала

2

Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

 

3-4

Треугольник.

2

Виды треугольников по сторонам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. Построение треугольника по трём сторонам.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки.Коммуникативные: Потребность в общении с учителемУмение слушать и вступать в диалог

Формирование положительногоотношения к учениюФормирование социальной роли ученика.

 

5-7

Треугольная пирамида.

3

Правильная треугольная пирамида. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды сплетением из двух одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника. Изготовление каркасной модели правильной

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки.Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству

Формирование положительногоотношения к учениюФормирование социальной роли ученика.

 

8-9

Периметр многоугольника

2

Периметр многоугольника

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки.Коммуникативные: Потребность в общении с учителемУмение слушать и вступать в диалог

Формирование положительногоотношения к учениюФормирование социальной роли ученика.

 

10-11

Построение прямоугольника

2

Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с использованием свойств его диагоналей. Построение квадрата на нелинованой бумаге по заданным его диагоналям

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила. Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки.Коммуникативные: вырабатывать умение работать в парах, обучать сотрудничеству

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

 

12-14

Аппликация «Домик», «Бульдозер».

3

Составление аппликаций различных фигур из различных частей определённым образом разрезанного

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Коммуникативные: потребность в общении с учителемУмение слушать и вступать в диалог

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

 

15-16

Композиция «Яхты в море».

2

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Познавательные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

 

17-18

Площадь.

2

Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольников ии квадратов

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки.Коммуникативные: Потребность в общении с учителемУмение слушать и вступать в диалог

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

 

19-21

Разметка окружности.

3

Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 равных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей

Регулятивные: формулировать умение работать в группе: конструирование моделей геометрических фигур по образцу, описанию, рисунку.Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования математических объектов: распознавание, называние геометрических фигур, создание моделей. Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения.

Мотивация учебной деятельности

 

22-23

Деление окружности на части.

2

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Изготовление модели часов.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета: обнаружение моделей геометрических фигур в окружающем.Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации

Формирование положительногоотношения к учениюФормирование социальной роли ученика.

 

24-26

Окружность и плоскость.

3

Взаимное расположение окружностей на плоскости.

Регулятивные: формулировать умение работать в группе: конструирование моделей геометрических фигур по образцу, описанию, рисунку.Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования математических объектов: распознавание, называние геометрических фигур, создание моделей.Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи одноклассников, учителя, формулировать свои затруднения

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

 

27-29

Деление отрезка

3

Деление отрезка пополам без определения его длины (с использованием циркуля

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Познавательные: уметь распознавать объекты, выделяя существенные признаки.Коммуникативные: Потребность в общении с учителемУмение слушать и вступать в диалог

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

 

30-32

Треугольник, вписанный в окружность

3

Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map