Математика в сказках



МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ

С раннего возраста ребенок сталкивается с необходимостью применения тех или иных математических знаний: нужно разделить пополам яблоко; нарисовать предмет определенной формы; уметь определить, сколько гостей придет на день рождения и хватит ли для всех стульев и т.д.

Некоторые математические знания дети усваивают самостоятельно во время игр, в процессе общения со сверстниками, но без участия взрослых опыт ребенка будет случайным. Математика – наука точная, и без системы в развитии математических представлений не обойтись.

ТРИ ГНОМА

Цель: Совершенствование умений детей сравнивать предметы по толщине и массе, различать пространственные направления (впереди слева и впереди справа, позади справа и т)

Демонстрационный материал: 3 гнома (их туловище – цилиндры одинаковой высоты, но разной толщины); 3 мешка с песком одинакового размера, но разной массы: 100, 200 и 300 г; 3 палочки-бревна разной толщины; 3 сундучка, в которые можно спрятать мешочки; широкая полоска голубой бумаги – речка.

Раздаточный материал: для каждого ребенка: 3 палочки одной длины, но разной толщины; вырезанные из картона елочки и березка.

Жили-были три брата, три гнома. Носили они разноцветные колпачки, поэтому их так и прозвали: Синий колпачок, Красный колпачок и Желтый колпачок. Заспорили как-то гномики, кто из них толще.

Как им помочь в споре?

Гномики очень любили ходить в гости, особенно к детям, потому что те всегда дарили им подарки. Возвращались гномики как-то из гостей, тяжело им было нести мешки с подарками. Тут на дороге увидели гномики три палочки, да не знают, кому какую взять. Желтый колпачок, самый тоненький, подбежал и первый схватил самую толстую палку. Но сил у него не хватило поднять ее.

— А может, вы, ребята, посоветуете гномам, как разобрать палочки?/дети советуют/.

Повесили гномы свои мешочки на свои палочки и пошли дальше. Синий колпачок нес самый тяжелый мешок на самой толстой палке, у Красного колпачка был мешок полегче, и палка потоньше, а Желтый колпачок нес самый легкий мешок на самой тонкой палочке.

— Почему они так разобрали свои мешочки?

Шли, шли, устали. Поставили мешки все вместе на землю и сели отдохнуть под соседнее дерево.

— Но как же теперь гномы узнают, где чей мешок? Может, вы поможете?/дети взвешивают на руке мешочки, сравнивают в соответствии с весом, ставят напротив каждого гнома/.

Довольные гномы пошли домой через лес. Слева от дорожки росли березы, а справа – елки. Заспорили гномы. Желтый колпачок утверждает, что елки находятся слева, а Синий – справа.

— Ребята, разрешите их спор. Положите слева от себя елочку, а справа – березку.

Впереди показалась речка. Через нее перекинуты 3 бревнышка-мостика. Стоят гномы и решают, кому по какому мостику идти. Первым решил идти самый толстый гном, вторым – потоньше, а последним – самый тонкий.

По каким мостикам вы посоветуете пойти гномикам, чтобы все они одновременно оказались на другой стороне.

Перебрались гномы через речку и наконец попали к своему домику. Глядь, а мешочков с подарками нет! Правда стоят у домика какие-то сундучки да лежит записка. Это лесная колдунья решила подшутить над гномиками и спрятала мешочки. Но гномы не огорчались, она им написала, как найти каждому свой мешочек. «Ваши мешочки лежат в сундучках, у Красного колпачка – в сундучке впереди справа, у Синего колпачка – позади справа, у Желтого – позади слева».

А сундучки-то неодинаковые, да еще и на замок закрыты.

— Как же найти ключ, чтобы открыть сундучки?

И тут лесная колдунья пришла на помощь. В конце той записки, что лежала у домика, гномы прочитали: «Чтобы найти ключ, надо пройти назад влево».

— Ребята, поможем гномам отыскать ключ и открыть сундучки? А теперь проверим, свои ли мешочки они достали. /Ребята взвешивают в руках мешочки и раздают их гномам/.

КАК ЛЯГУШКИ БОЛОТО ИСКАЛИ

Цель: Совершенствование умений детей в количественном счете; в сравнении двух групп предметов, выраженных соседними числами 2, 3; в определении направления: от себя, направо, налево. Уточнение представлений о сменяемости времени суток.

Демонстрационный материал: 3 фигурки зеленых лягушек, 3 фигурки серых жуков, макет болота, 3 квадрата, 3 треугольника. Раздаточный материал: разноцветные полоски бумаги, плоскостные фигурки лягушек, жуков, квадраты (красные и желтые), треугольники (красные и желтые), круги. Каждый ребенок должен получить по три фигурки лягушек и жуков, по два красных квадрата и треугольника, по одному желтому квадрату и треугольнику.

Жили-были в лесу на зеленой лужайке две веселые лягушки.

— Сколько лягушек жило на лужайке?

На лужайке им было скучно. Лягушки любили купаться в болоте, а на лужайке болота не было. И решили лягушки пойти поискать болото. Но было уже поздно, солнце шло на закат, и они легли спать. Первым проснулось солнышко.

— Когда просыпается солнышко?

Солнышко улыбнулось и обогрело своими лучами лягушек. Лягушки проснулись, потянулись, умылись росой, позавтракали и отправились искать болото. Прыгали они, прыгали и встретили двух жуков, которые грелись на солнышке.

— Сколько жуков встретили лягушки?

— По сколько жуков и лягушек?

Обрадовались лягушки встрече и стали веселиться. Долго они резвились. Их веселый смех услышала еще одна лягушка и прискакала к ним. /Воспитатель уточняет, кого стало больше/. Еще громче стали квакать лягушки и жужжать жуки. Они прыгали, песни пели. И вдруг увидели, что к ним по дорожке торопиться еще один жук.

— Сколько жуков бежало по дорожке? Сколько стало жуков?

Долго веселились они. Тем временем солнышко на небе поднялось высоко, стало жарко.

— Ребята, а когда солнышко поднимается на небе и становится жарко? /днем/.

Солнышко им говорит: «Если вы так долго будете веселиться, то не успеете отыскать болото».

Пообедали лягушки и жуки и заторопились в путь. Лягушки прыгают, жуки бегут. Все вместе и пришли к болоту. А болото вот такое круглое. Понравилось лягушкам и жукам болото. Стали они купаться, плескаться, загорать. Но тут заметили, что солнышко на небе начало опускаться вниз.

Испугались лягушки и жуки, что вечер вот-вот наступит, а домиков-то у них нет. Пошли искать себе домики. Лягушки запрыгали по болоту налево.

— Покажите, куда?

И здесь, с левой стороны от болота, нашли домик. /Покажите квадрат/.

— Какой формы домик у лягушек?

Жуки пошли по болоту вправо.

— Покажите, куда?

И нашли себе вот такой домик справа от болота.

— Какой формы домик у жуков? /треугольной/

У вас на столах тоже есть маленькие болота и домики. Положите слева от болота красные домики для лягушек, а справа – красные домики для жуков.

— Посчитайте, сколько домиков у лягушек? /два/

— Каждая лягушка имеет свой домик?

— Сколько еще нужно домиков? /один. Положите его/.

— Есть ли у каждого жука свой домик?

— Хватит ли каждому жуку по домику? Сколько еще нужно домиков?/положите последний домик/.

— А теперь сколько домиков стало? Хватит ли домиков жукам?

— Сколько домиков? Сколько жуков? /Дети устанавливают равенство лягушек и квадратных домиков, жуков и треугольных домиков/.

Солнышко спряталось, стало темно.

— Какое время суток наступило?

Лягушки и жуки спрятались в свои домики и легли спать. Пока они с пят, давайте вспомним и составим из разноцветных полосок день, когда путешествовали лягушки.

— Когда они начали свое путешествие? /Утром/. Утром небо было голубое-голубое.

— Какой полосочкой мы обозначим утро? /голубой/.

— А когда лягушки нашли свое болото? /днем/. Днем солнышко сияло, и было очень светло. Обозначим эту часть суток желтой полосой.

— Когда лягушата начали искать себе домики? /вечером/. Какой полоской обозначим вечер? /серой/.

— Когда лягушки и жуки легли спать? /ночью/. Черной полоской обозначим ночь. Почему черной? /потому что темно и ничего не видно/.

— Какое время суток сейчас? /день/. А что делают в детском саду дети днем? /Гуляют/. Вот и мы сейчас пойдем гулять.

Квадрат и треугольник

Е. Паин

Жили два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший был квадратный,

Добродушный и приятный.

Младший — треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире;

У меня углов лишь три,

У тебя их все четыре».

Но Квадрат ответил: «Брат,

Я же старше, я — квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратным,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он — нет квадрата…

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов!




map