Математика_19487



МАТЕМАТИКА

2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      План составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (1вариант), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 года,№29/2065-п и на основе программы В.В. Воронковой для 1-4 классов специальных ( коррекционных) школ 8 вида, учебного плана ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Русско-Акташская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида», положения о рабочей программы РАСКШИ 8 вида.

Рабочая программа рассчитана на 5 уроков в неделю, 170 часов в год. Составлена с учётом учебника Т.В.Алышевой. Математика. Учебник для 2 класса СКОУ VIII вида.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике связан с решением таких задач как:

— развитие и коррекция познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;

— воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

-формированием умений планировать свою деятельность и осуществлять контроль.

Обучение материалу должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных ситуаций.

Ведущие методы:

— демонстрация,

— наблюдение,

— упражнение,

— беседа,

— работа с учебником,

— экскурсия,

— самостоятельная работа.

Формы работы:

— фронтальная,

— индивидуальная,

— дифференцированная,

— самостоятельная.

В каждом классе есть учащиеся, которые усваивают программу не в полном объеме и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Такие ученики занимаются по индивидуальной программе, составленной учителем в соответствии с возможностями ребенка.

Обучение проходит по следующим разделам:

1) Устная и письменная нумерация чисел в пределах 20.

2) Арифметические действия: сложение и вычитание чисел в пределах 20.

3) Числа, полученные при измерении; соотношения между ними; сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

4) Арифметические задачи:

— на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

— на нахождение суммы;

— на нахождение остатка;

— составные арифметические задачи.

5) Деление предметных совокупностей на две равные части.

6) Часы, меры времени,

7) Геометрический материал:

— прямая, луч, отрезок;

— меры длины (сантиметр, дециметр);

— углы (виды, сравнение, построение),

— четырехугольники.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20. При заучивании таблиц, учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.      Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.      Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.      Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.      Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.      Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.      Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.      Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.      Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.      Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.      Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся должны знать:

— счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;

— таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;

— названия компонента и результатов действий сложения и вычитания;

— математический смысл выражений «больше на», «меньше на», «столько же»;

— различие между прямой, лучом, отрезком;

— элементы угла, виды углов;

— элементы четырехугольника (квадрат, прямоугольник);

— элементы прямоугольника.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;

— решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задач;

— узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый;

— чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

— определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примечания.

1. Решаются только простые арифметические задачи.

2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.

3. Знание состава однозначных чисел обязательно.

4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).

Тематическое планирование уроков математики во 2 классе (170 часов)

Темы разделов

Количество часов

1

Первый десяток. Повторение

14

2

Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

29

3

Нумерация чисел 11-20. Состав чисел 11-20 из десятков и единиц.

35

4

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток

31

5

Счет равными числовыми группами. Деление предметных совокупностей на две равные части.

11

6

Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20.

20

7

Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.

13

8

Геометрический материал. Числа, полученные при измерении одной мерой стоимости, длины, массы, времени.

17

170

Контрольные задания

Математика, 1 четверть, 45 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Наглядность, оборудование

Виды работ

Прогнозируемый результат

план

факт

Первый десяток

Повторение

10

1

Числовой ряд от 1 до 10. Прямая и кривая линии.

1

02.09

Числовая линейка, палочки, карточки

Устный счет, письмо цифр в прямом и обратном порядке, решение примеров

Знать: названия и обозначения чисел в пределе 9

Уметь: владеть прямым и обратным счетом в пределе 10

2

Понятия: «предыдущее» и «следующее» число. Квадрат. Предметы, имеющие форму квадрата.

1

03.09

Числовая линейка, предметы, имеющие форму квадрата

Математический диктант, решение примеров, запись предыдущего и следующего числа, устный счет (прямой и обратный)

Знать: понятия: «предыдущее» и «следующее» число

Уметь: записывать и называть соседей числа

3

Прибавление и вычитание по 1 в пределе 10. Прямоугольник. Предметы, имеющие форму прямоугольника

1

04.09

Учебник, счетный материал

Математический диктант, устный счет, решение примеров на нахождение предыдущего и следующего чисел

Знать: сложение и вычитание в пределе 10

Уметь: решать примеры на сложение и вычитание

4

Состав числа 5. Круг. Предметы, имеющие форму круга

1

05.09

Таблица «Состав числа 5»

Математический диктант, устный счет, получение и запись числа 5, составление по рисунку условия задачи и по примеру

Знать: состав числа 5

Уметь: раскладывать число на два слагаемых

5

Состав числа 6. Квадрат и прямоугольник (сходство и различие)

1

06.09

Таблица «Состав числа 6»

Математический диктант, устный счет, получение и запись числа 6, решение задачи и примеров

Знать: состав числа 6

Уметь: раскладывать число на два слагаемых

6

Состав числа 7. Построение прямых через одну точку

1

09.09

Таблица «Состав числа 7», карандаш, линейка

Математический диктант, получение и запись числа 7, решение задачи и примеров

Знать: состав числа 7

Уметь: раскладывать число на два слагаемых

7

Состав числа 8. Построение прямых линий через две точки

1

10.09

Таблица «Состав числа 8», карандаш, линейка

Математический диктант, устный счет, получение и запись числа 8, решение задачи и примеров, счет по 2 (парами)

Знать: состав числа 8

Уметь: раскладывать число на два слагаемых

8

Состав числа 9. Построение прямых

1

11.09

Таблица «Состав числа 9», карандаш, линейка

Математический диктант, устный счет, получение и запись числа 9, решение задачи и примеров, счет по 3

Знать: состав числа 9

Уметь: раскладывать число на два слагаемых

9

Состав числа 10. Десяток. Куб. Предметы формы куба

1

12.09

Палочки, пучки

Математический диктант, устный счет, получение и запись числа 10, решение задачи и примеров

Знать: состав числа 10

Уметь: раскладывать число на два слагаемых

10

Решение примеров с нулем. Построение геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник)

1

13.09

Предметные картинки, палочки

Математический диктант, устный счет, решение примеров с нулем

Знать: решение примеров с нулем

Уметь: выполнять вычитание

Сравнение чисел

7

11

Понятия: «столько же», «одинаковое количество». Измерение длины и ширины предметов



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map