Математика_19494



Урок математики в 1 классе

Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА.

Цели: Сформировать представление о величинах и их измерении (на примере понятия длины). Выявить зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки; познакомить с единицами измерения длины – шаг, локоть ит.д. – и эталоном – сантиметр; сформировать умение определять длину отрезка с помощью различных мерок.

Оргмомент

Подарите улыбки мне, а я подарю свою вам, чтобы у нас в гостях было хорошее настроение.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам – никому не тесно!

По секрету вам скажу: «Будет интересно!

Математику, друзья, не любить никак нельзя!

Очень строгая наука, очень точная наука!

Интересная наука – эта математика!

Знайте, ребята, От знаний зависят

Сила страны и здоровье людей!

Ум и смекалка, а главное, точность-

Вот, что в профессии каждой важней!

Сегодня ваш труд- это учёба. А как вы считаете, так ли важно в любом труде делать точные вычисления и измерения?

1 Актуализация приёмов непосредственного сравнения отрезков по длине. Постановка проблемы сравнения длин отрезков с помощью мерки.

У нас сегодня гость. Кто это? Догадайтесь сами! (песенка про Буратино, на доске появляется сказочный герой) Для него очень важно уметь делать точные измерения и вычисления! Ведь у него сегодня особенный день! Он идёт к Мальвине на День рождения!

Ему нужно подарить 2 ленточки одинаковой длины. А их оказалось у него не 2, а 3! Помогите Буратино сравнить ленты и найти нужные!

( у детей вместо лент лежит по з полоски: зелёная, красная, синяя)

Ленты мы заменим полосками такого же цвета. Они у вас на партах.

Может сравним по цвету?

— Мне почему-то кажется, что красная лента длиннее всех.

— Смотрите, я наложила их друг на друга вот так и красная кажется длиннее зелёной!

— Наложить друг на друга? Так?

Что-то я совсем запуталась!

-Покажите на своих полосках, как их надо правильно наложить или приложить!

— Объясните словами.

( надо наложить их так, чтобы один конец у них был общий. Тогда другие концы покажут, какая полоска длиннее, а какая короче. ОДИН УЧЕНИК помогает учителю сравнивать ленты, а дети это делают за партами)

— К какому выводу вы пришли?

( мы выяснили, что кр. И син. Ленты имеют одинаковую длину, а зелёная- длиннее)

— Так какие ленточки Буратино подарит Мальвине? (синюю и красную)

Вывод: Итак, если длины полосок можно сравнивать, то длина является величиной. ( на доску).

ФИЗМИНУТКА

Вывод принципа изменения длины отрезков ДОСКА: 2 отрезка ( в разных концах доски)

Буратино Мальвине очень хотел написать поздравление, но так как писать он не умеет, у него получились только линии в виде отрезков А и Б. – Попробуйте сравнить эти два отрезка (ответы детей)

Мне кажется, что они равны.

— Кто считает, что А < Б, поднимите руку.

— Кто считает, что А > Б, поднимите руку.

— А кто согласен со мной?

В чём же причина затруднения?

(отрезки невозможно наложить др. на др)

— Что же делать?

— Чем бы вам хотелось измерить их длину?

( хоть чем) Тогда измерьте!

(Важно: ГОВОРИТЬ!) От одного из концов откладываем мерку, там, где мерка закончилась, ставим отметку; от этой отметки откладываем мерку ещё раз, пока отрезок не закончится.

( 2 ученика у доски измеряют отрезок А;

2 ученика у доски измеряют отрезок Б)

Остальные дети измеряют длину и ширину парты красными полосками в парах.

— Сделайте вывод! ( А< Б)

Вывод: Такой способ сравнения называется ИЗМЕРЕНИЕМ отрезков.

( на доску)

Исследование зависимости результатов измерения длины от выбора мерки. Исторические сведения об измерении длины. Сантиметр.

Предлагаю провести исследование. Посмотрите отрывок мультфильма, который поможет нам разобраться в предположении: ЕСЛИ НУЖНО ПРОИЗВЕСТИ ТОЧНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, ТО ДОСТАТОЧНО ЛЮБОЙ МЕРКИ? (или зависит ли длина отрезка от выбора мерки?) ( (Просмотр мультфильма « 38 попугаев»)

-Почему же возникли такие разногласия?

— Так зависит ли длина от выбора мерки?

Предлагаю продолжить наше исследование в учебнике на с. 1 № 1.

Один и тот же отрезок АБ надо измерить с помощью разных мерок. Мерки отмечены разным цветом: синим, красным, зелёным и жёлтым. ( 4с, 6к, 3 з, 2 ж.) Сделайте вывод.

( чем меньше мерка, тем больше раз она вмещается в отрезке и наоборот)

История: Ребята, я тоже приготовила для Мальвины подарок – тесьму на платье. Как же мне измерить её длину, если у меня под рукой ничего нет?

Что бы вы смогли мне предложить?

(Ответы детей)

Оказывается не только мы решаем эту задачу. В старину люди тоже искали различные меры измерения. А были они основаны на размерах разных частей тела человека. ( с 1, № 2) Это:

Дюйм – длина фаланги большого пальца= 2см 54 мм ( на доску)

Локоть расст-е от локтя до конца среднего пальца ( на доску)

Фут – длина стопы ( футбол)(на доску)

Сажень – размах рук

Пядь малая – расстояние между концом вытянутого большого пальца и концом указательного. (на доску)Пядь великая расст-е от конца мизинца до конца большого пальца ( 22-23 см)

( все слова на доску)

— Попробуйте и вы измерить старинными мерками длину моей тесьмы. (дети измеряют с учителем)

Странно, получились разные результаты! (ведь древние меры зависели от размеров частей тела, поэтому были не точны.)

Вспомните наше предположение- достаточно ли любой мерки, чтобы произвести точное измерение? (нет)

Люди поняли, чтобы получить точныерезультаты измерения нужна универсальная мерка. Сегодня такие мерки существуют Измеряя ими у всех получается одинаковый результат. С одной из них познакомимся прямо сейчас. Рассмотрите рис. К № 3.

Это 1 см. (на доску) и измерительные приборы, с помощью которых измеряют длину в сантиметрах. Это линейка и рулетка. (ПОКАЗАТЬ детям)

— А кто-нибудь умеет измерять длину?

Посмотрите, как правильно измерить длину отрезка АБ.

Нужно совместить начало отрезка в точке А и начало на линейке в точке нуль. Они отмечены на рисунке красным цветом.

— Чему же равна длина АБ? Почему?

Вывод: Итак, как же правильно измерить длину отрезка с помощью линейки?

ГОВОРЯТ ДЕТИ:

Приложить линейку к отрезку

Совместить начало отрезка с нулём на шкале линейки.

Найти на линейке число, которое соответствует второму концу отрезка.

4. Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки.

— Попробуйте измерить с помощью линейки отрезки ДЕ и МК в № 4 учебника.

(самостоятельно)

ВЗАИМОПРОВЕРКА

РЕФЛЕКСИЯ:

Что нового вы узнали на уроке?

Продолжите фразу:

— теперь я знаю……

— я умею…..

— я научился…..

— было интересно…..

СПАСИБО!

Помните, что у Буратино сегодня важный день? Он собирался к Мальвине на День рождения. А какой день рождения без торта? Давайте мы украсим его для Мальвины свечками: если вам было интересно на уроке и у вас хорошее настроение — …..свеча, если было трудно и настроение у вас испортилось— ….свеча.

( делаем по рядам)

Я думаю, Мальвине наш торт очень понравится!

— Спасибо вам за работу! Урок окончен.




map