МатематикаУМК Гармония 4 класс Тема Величины



Открытый урок по математике 4 класс Каменской СОШ №1 25 января 2012 год

Тема: Величины

Цели:

Обобщить знания учащихся о величинах, показать их значение, взаимосвязь.

Учить пользоваться схемами-опорами, применять задания на развитие психических процессов: памяти, мышления.

Учить ребят применять физкультминутки на релаксацию, массаж, дыхательную гимнастику.

Расширять кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени.

Воспитывать активность, самостоятельность.

Оборудование:

схема-опора,

нитки,

шкатулка,

шифр.

карточки с заданием.

Ход урока

1. Организационный момент

(Дыхательная гимнастика)

Эмоциональный настрой

– Сегодня у нас необычный урок-сюрприз. А что за сюрприз, мыс узнаем в конце урока.

– Сегодня мы будем повторять величины, и проследим их взаимосвязь.

«Как много на свете Нужных вещей. О них мы узнать Спешим поскорей. Сейчас величины Мы все повторим, Задания выполним,  Всё закрепим».

I узелок.

– У каждого на парте нитки для того, чтобы вы завязывали в течение урока «узелки на память». В конце посчитаем, что получится.

– Раньше узелки завязывали богатые люди, когда кому-то что-то давали в долг.

– Зачем это делали? (Чтобы ничего не забыть).

II. Устный счет

– Итак, решив примеры, мы сейчас отгадаем зашифрованное слово (величины).

II узелок

120 : 10 = 12 Л

50 • 3 = 150 Ч

40 • 4 = 160 И

700 : 10 =70 И

35 • 100 = 3500 Ы

716 • 0 = 0 В

295 : 295 = 1 Е

340 : 1 = 340 Н

– Расположи ответы в порядке их возрастания.

– Какое слово получилось?

– Какие мы знаем величины?

– Повторим по схеме: (открываю постепенно)

– А теперь соотношения величин вспомним … (таблицы 3)

– Молодцы!

III узелок

III. Закрепление

– Сейчас задание на доске записаны числа в два ряда:

IV узелок

7050, 43000 м, 4 кв.м, 600 дм, 78 м

25 кв.м, 43 км, 40000 кв.см, 60 м, 2500 кв.дм,

— Прочитайте числа.

— Какое число лишнее? (7050 т.к. это не величина)

-Какие задания вы могли бы предложить?

(Разделить на две группы: единицы длины и единицы площади)

— Составьте из этих чисел равенства. (дети составляют равенства)

43000 м = 43 км

600 дм = 6 м

4 кв.м =400 кв.см

25 кв.м = 2500 кв.дм

-Какое число осталось без пары? (78 м)

Молодцы!

Физкультминутка (под музыку, релаксация)

– Итак, работаем дальше.

Внимание – шкатулка. А в ней сюрприз.

– Что такое сюрприз? (Неожиданный подарок)

V узелок

история

(достаю это слово)

– Вспомните исторические сведения о возникновении всех изученных величин…..

– Раньше, в XV веке массу измеряли фунтами, пудами, а длину локтями.

– В XI веке – длину измеряли ярдами, а для определения времени пользовались песочными часами.

– В XVI веке – длину измеряли аршинами

– Хорошо, молодцы! Завязываем узелок.

VI узелок

– Что ещё в шкатулке? (Вагончик)

СЛОВАРНОЕ СЛОВО ВАГОН

— Догадайтесь, как вагончик связан с величинами? (его путь измеряется единицами длины — километрами)

— На вагончике есть задача. Решим ее.

СЛОВАРНОЕ СЛОВО – ПАССАЖИР

“В шести вагонах поезда по 50 пассажиров, а в 10 вагонах по 36 пассажиров.

Сколько всего пассажиров было?”

(Дети решают задачу, сообщая ответ.)

Игра

– А теперь викторина: (тест с выбором ответа)

Вопросы:

Какими часами пользовались раньше, для определения времени?

(солнечные, с кукушкой, будильник, электронные)

Какой единицей массы удобнее взвесить мешок картошки? (тонна, килограмм, центнер, грамм)

Как называется год, когда в феврале 29 дней?

(необычный, укороченный, високосный, удлинённый)

Как в старину называли 3 копейки?

(трояк, алтын, пятак, грош)

Старинная единица длины примерно 2,5см?

(вершок, дюйм, верста, сажень)

Как раньше называлось воскресенье?

(конец, неделя, семь, середина)

Как раньше называлась наука о числах?

(математика, орфография, арифметика, грамматика)

Как называется наука о фигурах?

(геометрия, география, геология, зоология)

Шутка. Какой месяц самый короткий?

(май)

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика)

VII узелок (РЕЗЕРВ)

-Что еще есть у нас в шкатулке? (яблоко)

СЛОВАРНОЕ СЛОВО — ЯБЛОКО

— Как яблоко может быть связано с величинами? (вес яблок измеряется единицей веса – килограмм.)

— Яблоко с заданием. Решим примеры.

938 : 8 = 238 * 4 =927 — 792 =658 + 342 =

984 : 8 = 304 * 6 = 308 – 195 =398 + 572 =

876 : 4 = 529 * 9 = 834 – 691 =873 +761 =

– Хорошо.

«Подошел к концу урок, Прозвенит сейчас звонокПолучили много знанийПовторили, поиграли…Поработали на славуИ себя мы показали»

IV. Итог урока

— Вы сегодня очень хорошо поработали, завязали много узелков. Давайте вспомним для чего мы их завязывали. Что каждый из них обозначает? Всё ли на уроке мы выполнили? Всё ли у нас получилось? Что повторяли на уроке?

(повторяли величины, соотношение между величинами, считали устно, решали задачу, решали примеры, отвечали на вопросы — викторину)

Молодцы! Вы замечательно поработали. В шкатулке есть еще кое –что, это ваши отметки за урок.

— получают отметку (из шкатулки «5»)

— получают отметку (из шкатулки «4»)

V. Домашнее задание

В шкатулке еще что-то осталось. Как вы думаете что? (домашнее задание)

Запишите в дневнике, —

Спасибо за урок. Отдыхайте.

ШИФР

12

150

160

70

3500

0

1

340

Л

Ч

И

И

Ы

В

Е

Н

Вопросы

Какими часами пользовались раньше, для определения времени?

(солнечные, с кукушкой, будильник, электронные)

Какой единицей массы удобнее взвесить мешок картошки?

(тонна, килограмм, центнер, грамм)

Как называется год, когда в феврале 29 дней?

(необычный, укороченный, високосный, удлинённый)

Как в старину называли 3 копейки?

(трояк, алтын, пятак, грош)

Старинная единица длины примерно 2,5см?

(вершок, дюйм, верста, сажень)

Как раньше называлось воскресенье?

(конец, неделя, семь, середина)

Как раньше называлась наука о числах?

(математика, орфография, арифметика, грамматика)

Как называется наука о фигурах?

(геометрия, география, геология, зоология)

Шутка. Какой месяц самый короткий?

Какими часами пользовались раньше, для определения времени?

(солнечные, с кукушкой, будильник, электронные)

Какой единицей массы удобнее взвесить мешок картошки? (тонна, килограмм, центнер, грамм)

Как называется год, когда в феврале 29 дней?

(необычный, укороченный, високосный, удлинённый)

Как в старину называли 3 копейки?

(трояк, алтын, пятак, грош)

Старинная единица длины примерно 2,5см?

(вершок, дюйм, верста, сажень)

Как раньше называлось воскресенье?

(конец, неделя, семь, середина)

Как раньше называлась наука о числах?

(математика, орфография, арифметика, грамматика)

Как называется наука о фигурах?

(геометрия, география, геология, зоология)

Шутка. Какой месяц самый короткий?






map