Материал для педсовета



Доклад на педсовете на тему:
» Формирование личности учащегося в условиях модернизации системе образования.»

Выступила учитель начальных классов: Баева Т.И.

2012-2013 уч.г.

Модернизация современной образовательной системы затронула все элементы образования. Это отвечает, прежде всего, запросам государства и общества. Сегодня обществу требуется не ученик, напичканный академическими знаниями, который не всегда бывает успешным в жизни, а своеобразный » новый человек»-инициативный, творческий, умеющий жить в постоянно изменяющемся мире. Поэтому современная школа и современный учитель должны решать не только задачу выполнения государственного образовательного стандарта, но и в значительной степени овладения учениками опытом социально-значимой деятельности. На первый план выходит не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка осваивать и присваивать способы познания. Каждый урок — это, с одной стороны, учитель, его идеи, мастерство, с другой — это дети, их желания, интересы, способности. Довериться силам детей необычайно сложно. У нас, педагогов, возникает желание упорядочить их деятельность — ведь урок длится всего 45 минут, и мы ошибочно думаем: если все четко спланируем, то все успеем.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление, творческие способности учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это сделать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления и творческих способностей в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевают начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение и др.)

Психологи изучают структуру и качество творческого мышления и воображения, и занимаются с детьми тренингом способностей, предлагая задания типа: «Придумайте как можно больше различных применений одного предмета»; «Составьте предложения, включающие данный набор слов» и др.

Такие упражнения безусловно, развивают детей, но вряд ли доставляют им удовольствие, а ведь в понимание ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный , новый результат. Никому не интересно учиться плавать только на суше. Да и непонятно, сможет ли в таком случае ученик реализовать свои способности в настоящем творчестве.

Многие педагоги увлеченно лепят, рисуют с детьми, сочиняют сказки, разыгрывают спектакли, не задаваясь вопросом, что именно происходит при этом с детьми. Прививая вкус к творчеству они, однако, не оставляют своим питомцам возможности самостоятельного движения по выбранному пути.

Сложившаяся ситуация требует от учителя изменения подхода к ученику. Ребенок должен стать полноценным участником образовательного процесса. А для этого необходимо формировать именно социальные качества ученика: умение ставить и осознанно решать проблемы, овладевать социально — значимым опытом (безусловно не забывая о традиционной знаниевой категории) Основными принципами деятельности считаю открытость, активность и возможность выбора. Каждый ребенок должен почувствовать свою успешность в школе, на уроке. Именно это позволит ему перенести значимый опыт деятельности в повседневную жизнь.

Решать задачу социализации учащегося в собственной педагогической практике позволяет сочетание традиционных и активных методов обучения. Выделяю следующие преимущества активных форм:

— акцент на деятельность, практику;

— высокая степень мотивации;

— возможность выйти на продуктивный и творческий уровень усвоения;

— широкие возможности для индивидуализации обучения;

— удовлетворение базовых потребностей учащихся ( потребность ребенка в самореализации, признании, их склонность к отстаиванию собственного мнения).

При построении урока я придерживаюсь следующих принципов:

1. Цель урока.

В ней изначально должен быть заложен деятельностный подход. Она должна быть направлена на результат. Кроме того, она обязана быть значимой для ученика, иметь практическую ценность.

2.Методы и приемы используемые мной на уроке.

Ни в коем случае не стоит скидывать со счетов традиционные методы обучения. Они имеют множество положительных свойств, а их отрицательные моменты позволяет сглаживать умелое сочетание с инновационными технологиями. Но все же, именно активные и интерактивные стратегии помогают решить поставленную задачу. Активных форм на сегодняшний день насчитывается несколько десятков. Одной из отличительных их черт является сотрудничество между участниками образовательного процесса (учителя и учеников).

Для решения задач формирования успешной личности я условно разделила активные методы на группы. Основанием для классификации явилась их развивающая функция:

— развитие критического мышления ( проектная деятельность, дебаты, дискуссии)

— развитие коммуникативных навыков (групповые методики, дискуссии)

— получение значимого социального опыта, увеличение активности ( ролевые игры, деловые игры, проектные методики, элементы психогимнастики и психотренинги)

Применение этих методик и приемов на уроке позволяет перенести центр внимания с учителя на ученика, повышают социальную значимость получаемых знаний и, как следствие, их прочность. Но все же главным результатом их применения остается то, что дети получают ценный социальный опыт, развивают в себе не только интеллектуальную и коммуникативную компетентность, но и воспитывают личностные качества: трудолюбие, взаимопомощь, толерантность, уважение чужих взглядов. Кроме того, в данной деятельности задействованы слабые учащиеся, что позволяет им почувствовать свою успешность и востребованность.

3.Формы организации деятельности.

Здесь также важно сочетание индивидуальных и групповых форм обучения. Данные формы достаточно популярны и хорошо изучены. В основе групповой формы лежит учебное сотрудничество, которое:

— способствует улучшению взаимоотношений его участников;

— усиливает мотивацию и мобилизует резервы;

— благоприятно воздействует на психологический климат в классе и самооценку школьников. ( Пример на В. Питин, групповая работа в классе)

Таким образом, изложенные принципы построения урока, на мой взгляд, позволяют решать основные задачи, которые поставлены перед школой.

Далее мне хотелось бы остановиться на одной из главных форм работы с детьми, которая также позволяет развивать у детей творческий потенциал. Это проектная деятельность уч-ся 1-4 классов. В последнее время все большее внимание привлекает такая форма работы учащихся, как проектно — исследовательская деятельность. В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся. Компетентный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. К сожалению, на практике часто возникает ситуация, при которой хорошо написанный учеником реферат выдается за исследовательскую работу. Именно поэтому сегодня актуальным становится вопрос о разработки методики, подготовки и написания проектно — исследовательской работы обучающимися. Проектно — исследовательская работа позволяет каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить хотя бы некоторые свои таланты — дарования. Проектная работа рассматривается как способ повышения познавательной активности и интеллектуального потенциала личности обучающегося, развивает воображение, интуицию, раскрывает и расширяет собственные возможности учащихся. Кроме того она способствует развитию таких качеств, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников. У большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация — стремление успешно разработать тему проекта — оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения

отличных и хороших оценок.

Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые ,и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний — он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придается огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

— успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

— знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей в разных образовательных областях;

— выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

— проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

— детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Цели работы над проектом:

— научить самостоятельному достижению намеченной цели;

— научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;

— сформировать умения работать с информацией, находить источники из которых ее можно почерпнуть;

— сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

— сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку умственной задачи, но и практическое ее выполнение. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения ученик учится самостоятельно приобретать знания, получает опыт познавательной и учебной деятельности. Метод проектов в начальной школе требует знаний учеников в различных предметных областях: это и литературное чтение, математика, окружающий мир, технология и др.Проектная работа требует определенной подготовки, поэтому задание дается детям заранее. Затем начинается работа по поиску материала, его накоплению. Поиск материала по необходимой теме дети осуществляют самостоятельно, теперь они уже хорошо знают источники получения необходимой информации — это и интернет, энциклопедии, журналы, книги и др.Далее идет отбор полученной информации и оформление работы. Отбор полученной информации на данном этапе происходит, пока ,под руководством учителя. Почему? Причина в том, что дети берут столько информации и такой, что не могут потом ее преподнести слушателям. Поэтому индивидуально, с каждым учеником своего класса, мы садимся и просматриваем собранный материал, выбираем самый интересный и используем его при оформлении работы. Готовясь к защите своего проекта, дети учатся выстраивать свое выступление так, чтобы оно было четким, логичным, что развивает помимо логики и мышления еще и культуру речи.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого, не только учителя, но и родителя, на всех этапах работы над проектом. По данному вопросу с родителями моих учеников была проведена работа, как я называю, лекторий на тему: «Роль родителей при создании проекта». Мной была предоставлена родителям информация о том, что такое проект, для чего это делаем, как помочь ребенку при работе над проектом дома. В классе, в уголке для родителей размещены были памятка касающиеся этой темы. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

И вот сейчас хочется задать вопрос, каковы же задачи проектно — исследовательской деятельности, почему уже с 1 класса ребенок погружается в этот интересный, но очень сложный учебный процесс ? Одной из главных задач является

— сформировать интерес к научно — исследовательской работе;

— вооружить теоретическими знаниями о различных формах, методах и способах научного исследования;

— сформировать основы практических умений;

— развивать речь, обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи, способствовать усвоению норм литературного языка;

— сформировать у учащихся умения и навыки по созданию собственных работ.

Грамотно спланированная и организованная проектная деятельность позволяет придать личностный характер знаниям, дает возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы. Девизом проектного обучения может стать китайская мудрость: » Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь.»

Анализируя проведенную работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:

-возрос познавательный интерес обучающихся;

-повысилась мотивация к учебной деятельности;

-повысился интерес к освоению компьютера;

-совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;

-повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;

-ребята стали более самостоятельными.

Работая над проектами с детьми, я столкнулась и с определенными трудностями.

— Не все дети читают так, как бы хотелось, это затрудняет работу с большим объемом информации.

-Ребята не всегда могут выбрать главную, значимою часть из подобранной информации.

-Не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.

(Здесь дети и прибегают к помощи своих родителей)

Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретенными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведенная в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно — ориентированное обучение, т. к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков.






map