Материал для родителей по развитию речи в старшем дошкольном возрасте



Развитие речи в старшей группе

Благодаря огромной речевой практике ребенок перед поступлением в школу уже владеет основами грамматики языка. Развитие речи в старшей группе проходит успешно, если ребенок шести лет достаточно грамотен и может правильно составить предложение, выразить мысль в рамках доступных ему знаний.

Развитие речи в 6 лет

В шесть лет ребенок активно совершенствует как связную, так и монологическую речь. Активный словарь насчитывает более 3000 слов. Он уже может без подсказки взрослых пересказать содержание сказки, мультфильма, рассказа. Также способен самостоятельно описать события, в которых он принимал участие. В этот период формируется умение связно описать содержимое рисунка, хотя в процессе рассказа он все еще уделяет большее внимание главным его деталям, а второстепенные часто пропускает.

Умение распознать расположение звука в слове, разделить слово на согласные и гласные, мягкие и твердые, шипящие и свистящие, дает возможность ребенку начать осваивать чтение.

Хотя первые предложения дошкольника все еще не обладают сложными грамматическими конструкциями. Это чаще всего простые и нераспространенные предложения, которые состоят из существительного и глагола, и даже просто содержат одно слово, описывающее целое событие. Немного позже в речи ребенка появляются предложения, которые содержат в себе определения и обстоятельства, помимо подлежащих и сказуемых. К использованию некоторых форм прямых падежей дети добавляют и косвенные падежи. Усложняя грамматику предложения, возникают придаточные грамматические конструкции с использованием союзов: когда, потому, если. Все это свидетельствует об усложнении мышления ребенка, что выражается в речи. Развитие речи в старшей группе должно включать в себя и освоение  диалогической речи.

Можно считать, что основы развития речи ребенка закладываются в дошкольный период. Именно это должно стать целью особого пристального  внимания родителей. Проблемы с речью часто становятся помехой для будущего успешного обучения в школе. При поступлении в школу обычно большинство детей хорошо произносят полностью все звуки, но у некоторых детей шестилетнего и даже семилетнего возраста произношение остается несформированным. Не стоит дожидаться, пока ребенок справится с речевым недостатком естественным путем. Следует обратить на это специальное внимание.

Правильность и четкость произношения слов ребенком важна для понимания его речи окружающими людьми, как взрослыми, так и ровесниками. Тем более что неправильное произношение мешает ребенку правильно понимать речь других.

Развитие речи в 7 лет

Ребенок семи лет, продолжая активно развивать речь, расширяет и обогащает свой словарный запас, усложняет фразеологию и грамматику, осваивает литературный язык. Словарь дошкольника может достигать 8000, а иногда и 10000 слов. Основную часть его занимают не только существительные, но и количество глаголов, прилагательных и наречий постоянно увеличивается. Отношение конкретных существительных к отвлеченным составляет 80%, из-за того, что ребенок чаще мыслит категориями и опирается на наглядные свойства предметов.

Внимательность и наблюдательность ребенка позволяет замечать большое число деталей и подробностей в окружающем его мире. Его память подобно губке способна впитать впечатления окружающей действительности, услышанные высказывания, прочитанные события, и при этом появляется умение анализировать их, делать выводы. Общение с людьми старшего возраста приобретает личностный характер.

Речь ребенка в 7 лет приобретает структурную точность, развернутость, последовательную логику. Во время пересказа в описании предмета выделяется четкость изложения наряду с завершенностью высказываний. Ребенок может без подсказки дать описание игрушке, предмету. Описывая содержимое картинки, он способен не только рассказать, что он видит, но и придумать короткую историю о том, что могло происходить до увиденного.

Употребляя в своей речи не только простые предложения, но и сложные, ребенок может использовать противительные, соединительные и деепричастные обороты для связывания их воедино. В этом возрасте дети уже обладают навыками согласования слов, употребляют падежи, правильно ставя окончания, хотя часто испытываю трудности с несклоняемыми существительными.

Чем же характеризуется развитие речи в старшей группе? Произносительная часть речи семилетнего ребенка приобретает достаточно высокий уровень. Он внятно произносит любой звук родного языка, довольно четко произносит фразы. Появляется способность контролировать интонацию и громкость речи. Может переключаться между громким разговором и шепотом, использует интонацию для придания словам выразительности. Это дает возможность преобразовать общение с дошкольниками к внеситуативной и личностной форме, которая является высшей и наиболее сложной.

Развитие речи является очень важной задачей в развитии детей дошкольного возраста.

На сегодняшний момент эта задача является наиболее актуальной, т.к. растет процент детей с недоразвитием речи. Это отмечают педагоги, логопеды и психологи.Как следствием этого является претензии учителей начальной школы к выпускникам д/с, которые заключаются в том, что дети не умеют достаточно логично излагать свои мысли, пересказывать и т.д. Запросы родителей в этой области заключаются в следующем — они требуют, чтобы к концу пребывания в д/с дети умели читать, знали все буквы и писали. Последнее требование совершенно необоснованно в дошкольном возрасте.В дошкольной педагогике, а конкретно в методике развитии речи выделяют семь частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи.1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т.д. В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным образом приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель добивается, чтобы дети не только знали, но и активно применяли эти слова в своей речи. Особое внимание уделяется культуре речи.2. Формирование грамматической стороны речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.3. Воспитание звуковой культуры речи. Ребенок овладевает звуковым строем языка, правильным звукопроизношением, усваивает систему ударений в словах, интонационный строй, произношение слов.4. Формирование разговорной (диалогической речи) умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка.5. Обучение рассказыванию (монологическая речь). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует элементарные умения: слушать и понимать художественное произведения, высказывать суждения о героях. Дети учатся запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения.7. Подготовка детей к обучению грамоте. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух – четырех слов и т.д.

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?

Сначала следует прочитать стихотворение.

Выяснить все непонятные слова и выражения.

Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.

Предложить через 2 минуты ребёнку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.

Предложить ребёнку ещё раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещё раз.

Через несколько часов вновь предложить ребёнку прочитать стихотворение.

Перед сном ещё раз предложить прочитать стихотворение.

Уторм следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.






map