Материал из опыта работы по теме Приобщение детей к истокам народной культуры



Работа на тему: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры».

Реализация проекта.

Цель: создать систему в работе с детьми по приобщению их к истокам русской культуры.

На этапе реализации проекта я сделала подборку материала в соответствии с возрастными особенностями детей, разработала и внедрила перспективный план работы с детьми, а затем составила конспекты занятий познавательного цикла с детьми дошкольного возраста, сценарии развлечений и праздников, в которых отражены традиции русских людей.

Свою работу с детьми в младшей группе начала со знакомства с русским фольклором, так как в этом возрасте у детей появляется интерес к потешкам, пестушкам, колыбельным песенкам, прибауткам, сказкам. С детьми проводила занятия в форме игр, знакомила с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включала в режимные моменты при умывании, одевании, укладывании спать и просто во время игр.

Для того чтобы занятия с детьми были интересными и красочными нужна развивающая среда (наглядный материал), чтобы максимально приблизить детей к русской культуре.

Разучивая с детьми на занятиях произведения русского фольклора, приходилось разъяснять значение непонятных детям слов и выражений: горница, дровенки, чугунок, лапти, коромысло, короб и другие.

Возникла необходимость найти предметы русского быта, которые использовались в старину. Различные предметы быта и утвари стали приносить воспитатели, к которым я обратилась за помощью. Так появились вышитые полотенца, лапти, ухват. У своей бабушки в деревне я обнаружила чугунок, самовар, прялку, керосиновую лампу, разнообразные старинные утюги, яркий самотканый половик, все эти предметы пополнили нашу коллекцию старинных вещей.

Так в нашей группе появилась «Русская изба». А какая изба без печки? Её мы выпилили из фанеры и расписали красками, получилась русская печь с горящими поленьями. У печки чугунок, ухват. За печкой как в настоящей русской избе живёт домовой, которого мы обязательно угощаем, чем нибудь вкусненьким, для того, чтобы он отгонял злых и вредных духов и следил за порядком. В углу повесили иконку Божьей матери, украсили её рушником. На старинной этажерке расположились множество старинных вещей, деревянные ложки, скалка, глиняные кувшины и горшочки, деревянные плошки, кружки, утюги разных видов, деревянные игрушки. На столе занял своё место самовар, пышный каравай. В углу ждёт рукодельниц прялка, сундук для различных вещей. Украшена наша светёлка старинными вышивками, платками. Также в нашей горенке имеются русские народные костюмы: сарафаны, косоворотки, лапти, расписные платки.

Основная моя задача – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованны под реальные. Например, такие как печь, лавки, люлька.

В результате работы по оборудованию «Русской избы» у детей укрепился интерес к народному творчеству, русской народной культуре. С каким удовольствием они греют руки у огня, качают люльку с малышом, напеваю колыбельные песни, и просто посидеть в обстановке старинных вещей им очень приятно и любопытно.

В работе с детьми я использую различные форы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это «посиделки в светёлке», где дети становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас), вопросами, моделированием ситуаций (например, представьте, что вы попали в прошлое. Что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Во что играли?). дети анализировали увиденное и услышанное, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях, получали задания на дом (спросить у мамы и бабушки, какие были у них игрушки и сравнить со своими, выучить с мамой и папой пословицу, с бабушкой – частушку ). Широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные игры, пословицы, поговорки, загадки и сказки. Информация, полученная детьми, включается мною в разные виды практической деятельности детей. Например, при ознакомлении детей с ремёслами на Руси, («Ремёсла и рукоделия») дети, наблюдают процесс прядения нити из шерстяной кудели, играют в игру «Клубочек», поют песни «Прялица», расписывают силуэт прялки, плетут пояски и т.д. В беседе с детьми о мастерах, которые изготавливали игрушки для детей, они сопереживали тем детям, потому, что у них не было таких игрушек как сейчас. Но в тоже время детям было интересно рассматривать и даже поиграть в старинные игрушки.

В нашей группе имеется полочка красоты, где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства русских народов.

Беседы о народных умельцах помогает детям понять, как принято делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. «Полочка красоты» не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет. Рассматривая изделия прикладного искусства мы любовались их красотой, сравнивали роспись разных видов, для того чтобы дети в самостоятельной деятельности могли использовать узоры в своих рисунках.

Также для наглядности был размещён демонстрационный материал в папках: «Народно-прикладное искусство», «Росписи предметов быта, одежды».

Знакомство с народно-прикладным искусством всегда заканчивалось продуктивной деятельностью. Дети очень любят сами пробовать лепить и расписывать игрушки, украшать элементами народной росписи силуэтов посуды, одежды, игрушек.

Эффективным методом, используемым в моей работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническими прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют. Я старалась дать возможность ребёнку самому попробовать самостоятельно подумать, пофантазировать или возможно даже блеснуть своими знаниями и рассказать о какой либо старинной вещи.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности апеллировать ко многим, если не ко всем элементам народной культуры: традиционному костюму, украшению дома, народной кухне, мировоззрению». Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре. Праздники являются яркими событиями в жизни детей. Они получают массу закличками, коядками, обрядовыми песнями. Дети водили хороводы, играли во множество народных игр. Нами были проведены такие праздники как «Рождество», «Масленица». Знакомя детей с обрядами весеннего цикла, мы празднуем «Пасху», «Вербное воскресенье». В летний период мы не забываем о таких праздниках как «Яблочный спас», «Медовый спас».

В своей работе я столкнулась с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Искала ответы на вопросы: «Как повысить творческую активность детей?» и нашла ответ. Нужны захватывающие впечатления, а их можно найти в народном фольклоре и игре на старинных музыкальных инструментах. Это стимулирует потребность детей в активном выражении чувств. Дети эмоционально воспринимают народную песню, сопровождают её игрой на музыкальных инструментах, у них появляется стремление активно реализовать себя в игре на ложках, колокольчиках, дудках. Вместе с детьми мы изготавливали своими руками музыкальные инструменты – бренчалки, шумелки, гремелки. Таким образом, в нашем оркестре появились инструменты в виде баночек наполненных горохом, рисом, погремушки из киндер-сюпризов, такие инструменты были нарасхват.

В повседневной жизни читали с детьми русские народные сказки, потешки, заучивали считалочки, отгадывали и загадывали загадки, мною был изготовлен сундучок загадок, если дети отгадывали загадку правильно, звонил колокольчик, оповещая всех о правильном ответе, пели народные песни. В сказках отражены особенные черты русского характера и русского быта. Очень просто и убедительно говорит сказка о победе добр над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Сказка является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребёнка.

Также в работе с детьми по приобщению к истокам народной культуры я использую театрализованную деятельность. У нас в группе создан театрализованный уголок, в нём собраны различные виды театра: кукольный, настольный, театр коробок, театр на фланелеграфе, театр би-ба-бо, изготовлены шапочки-маски различных животных. Дети очень любят инсценировать русские народные сказки, потешки, также мы используем маски в народных играх, хороводах. Были поставлены сказки «Рукавичка», «Репка», «Гуси лебеди». Театр доставляет детям много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, пробуждают любовь к родному языку.

Ещё одним из направлений приобщения детей к истокам народной культуры я считаю работу по проектам. В нашей группе велась и ведётся проектная деятельность по темам: «Моя семья», «Игрушки», «Паспорт имени», «Любимые сказки», «Светлая Пасха», «Что такое Новый год». Устраиваются выставки работ детей и их родителей. Итогом каждого проекта является презентация: организуется праздник для детей и родителей, они обмениваются опытом, делятся советами, дети готовят развлекательную программу, в которую вовлекаем и родителей. У детей стимулируется познавательная деятельность, творческая активность, дети учатся взаимодействовать с родителями и с коллективом.






map