Материал к семинару-практикуму для воспитателей подготовительных к школе групп



Материал к семинару-практикуму для воспитателей подготовительных

к школе групп

В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения

Программа предполагает развитие следующих интегративных качеств выпускника дошкольного учреждения.

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Диагностируется в процессе наблюдений в соответствии с предложенной таблицей

Примерные игры и упражнения:

«Учимся находить противоречия (ТРИЗ)

Игра «X» и «П».

Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы «Х» и «П». Так они делятся на две команды. Определить эмоцию для анализа. Команда «Х» называет, чем она хороша, команда «П» — чем плоха. За каждый правильный ответ даётся жетон. Побеждает та команда, которая дает больно жетонов.

Рисунок «То, чего не может быть»;

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Диагностические методики:

изучение осознания своих эмоций (Методика Урунтаевой Г.А.)

Методика исследования эмоционального состояния (поЭ.Т.Дорофеевой)

Игры и упражнения:

«Учимся понимать друг друга»,

«Поможем бабе Яге победить зло» (ТРИЗ);

«Пропоём ласковое имя соседа»,

«Рисуем море».

Прочитав отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» дети рисуют море, настроение которого меняется с каждым приходом старика:

вот пришел он к морю видит,

море слегка разыгралось;

вот пришел он к синему морю,

помутилось синее море;

пошел старик к синему морю,

неспокойно синее море;

старичок отправился к синему морю,

почернело синее море;

вот идет он к синему морю,

видит: на море черная буря,

так и вздулись сердитые волны,

так и ходят, так воем и воют

В процессе рисования можно предложить детям на следующие вопросы: почему изменилось настроение моря, как меняется цвет моря с каждым приходом старика, что нужно было сделать, чтобы море снова стало синим, голубым, спокойным?

«Спаси птенца»

Скажите детям: «Представь, что у каждого из вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенчика, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и посмотрите, как птенец радостно взлетел; улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к каждому из вас!»

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Применяемы диагностические методики: Диагностика форм общения М.И. Лисиной.

Упражнения, способствующие развитию данных умений:

Упражнение «Солнечные лучики»

Дети протягивают руки вперед и по очереди кладут ладошки друг на друга.

. Давайте направим всю свою доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и теплое солнышко. Попробуйте прочувствовать его тепло…

Упражнение «Вы еще не знаете обо мне, что я…»

Подходит для группы, участники которой уже знакомы между собой. Участники по кругу, по очереди, называют свое имя, и далее продолжают фразу «Вы еще не знаете обо мне, что я…»

.Игра “Доброе животное”

Психолог говорит: «Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит, все прислушиваются к дыханию: своему и стоящего рядом. А теперь подышим вместе с ним: вдох – шаг в круг,

выдох – шаг из круга,

вдох – два шага в круг,

выдох – два шага из круга,

вдох – три шага в круг,

выдох – три шага из круга.

Так не только дышит большое доброе животное, так стучит его сердце:

стук – шаг в круг,

стук – шаг из круга,

(повторить несколько раз).

Мы все берем дыхание, сердцебиение, доброту и уверенность в себе у этого большого, доброго животного.

Взялись за руки, закрыли глаза, почувствовали дыхание, сердцебиение, тепло, доброе отношение друг к другу, уверенность в своих и наших общих силах (пауза). Откройте глаза»

“Клеевой дождик”

Детям предлагают встать друг за другом и положить руку на плечо впереди стоящего. Затем психолог говорит, что пошел клеевой дождик и всех склеил, дети приклеились и им нельзя расклеиваться. После чего он дает команду, все дети начинают двигаться, условия движения меняются. Например, подняться и сойти со стула, пройти под столом, обойти вокруг обруча т т.д.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением

и планировать свои действия на основе первичных ценностных

представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы

и правила поведения»

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Диагностика : Графический диктант Эльконина.

Примерные игры и упражнения:

«Стой, кто идёт?»,

«Пограничник на посту»,

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, гак и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Диагностическая методика: «интеллектуальная готовность к школе» Овчаровой Р.В.

Игры и упражнения: рашание задач с помощью алгоритмов ТРИЗ,

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Диагностика: Метод неоконченных предложений (анкета),

Опрос :

Что ты любишь больше всего на свете?

Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делатьвсе?

Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешьи пр.

Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть неможешь).

Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?

Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что тыхочешь попросить?,

Рисунок семьи

Примерные игры и упражнения:

Телесно-ориентированная игра «Ласковый мелок»

Ход игры: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры.

 

Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце „ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим „ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Упражнение «Рисую себя и госпожу Удачу»

На листе бумаги нарисуйте себя таким, каким вы видите себя со стороны, на своем «мысленном» экране. Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу. А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, за руку или под руку с госпожой Удачей.

– Как вы думаете, что мы сейчас делали? Привлекали к себе удачу.

Словесный код удачи очень простой – как можно чаще желайте ее всем людям.

Рисунок «Я в будущем»

Цель: Упражнение позволяет осознать возможность преодоления

замкнутости, дать ребенку перспективу на будущее и

уверенность в своих силах.

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

«Друг к дружке» (рука к руке, нога к ноге…)

Цель: познакомить детей друг с другом, сплочение группы.

Количество игроков – нечетное. Ведущий просит пары встать

Рука к руке или нога к ноге и т.д.

Упражнение на вербальную и невербальную коммуникацию.

Передача воображаемого предмета. Необходимо принять и

передать по кругу воображаемый предмет или предложить

свой.

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Диагностика:Тест Керна Йирасека, тест Банкова

Интегративное качество «Овладевший необходимыми

умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.




map