Материал по ФЭМП — математичекие игры



«Что изменилось»

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложите детям запомнить, на каких по счёту ступеньках находятся животные. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет игрушки местами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать что изменилось.

Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 2, а 4 игрушки, менять места всех игрушек, добавлять к лесенке новые ступеньки.

«Не смотри»

Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.

Ход игры: для игры нужно взять 20 – 30 одинаковых мелких предметов (пуговиц, камешков, кубиков). Рассыпь те их на столе. По сигналу двое играющих с закрытыми глазами собирают на ощупь предметы. Тот, кому удалось собрать, например 5, предметов, останавливает игру словом «5». Играющие открывают глаза, проверяют количество собранных предметов.

Тот, у кого их 5, берёт предметы себе, а у кого их больше или меньше 5, вновь рассыпают предметы по столу. Игра заканчивается тогда, когда собраны все предметы. Можно проверить, кто набрал больше. Для этого нужно без счёта разложить предметы в 2 ряда один под одним. Можно проверить по – другому: каждый играющий кладёт свой выигрыш в ряды по 5 штук, и все считают и сравнивают количество рядов.

«Аквариум»

Цель: Развивать у детей внимание. Учить детей считать до 5; 10.

Ход игры: В «аквариуме» жёлтые и красные рыбки.

Какая в правом верхнем углу?

Куда плывёт? (слева – направо)

Сколько больших рыбок?

Сколько маленьких рыбок?

Сколько красных?

Сколько жёлтых?

«Положи столько же»

Цель: Закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов.

Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 грибов, 4 флажка, 6 кружков, но не более 8. Тот, кому показали рисунок, молча кладёт на стол такое же количество предметов (палочек, треугольников, рыбок). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой. В этой игре дети учатся контролировать чужие действия.

«Отгадай моё число»

Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка между числами.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ, на каждую попытку ведущий отвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим или получает очко. На 1 – х порах, играя с детьми в эту игру, можно ограничиться только первыми цифрами и расположить их перед глазами детей так, чтобы им было удобно фиксировать названное число.

«Спрячь матрёшку»

Цель: Познакомить детей с принципом складывания матрёшки (маленькая прячется в большую).

Оборудование: Двуместные матрёшки по количеству детей; Большая двуместная матрёшка для воспитателя, мишка.

Ход игры: Воспитатель ставит на стол матрёшку, рассматривает её, потом раскрывает и достаёт маленькую. Воспитатель показывает мишку и предлагает матрёшкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая – матрёшка его находит. Затем наоборот. Мишка отворачивается. Маленькая матрёшка просит большую спрятать её.

Мишка ищет, но не может найти и уходит. Воспитатель раздает детям матрёшек, просит всех спрятать маленьких матрёшек, чтобы мишка не нашёл.

«Построим дома»

Цель: Продолжать учить зрительно, соотносить величину предметов и проверять свой выбор путём наложения; развивать внимание;

закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше» и «одинаковые».

Оборудование: три дома картонных разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыши; картонные крыши, окна, двери трёх величин, соответствующие размерам домов.

Ход: Выставить в наборное полотно крупные изображения трёх домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе вперемежку расположены элементы дома (крыши, двери, окна). Затем говорит воспитатель детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными, все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям.

Итог: Самому большому дому – самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу. В дом поменьше двери поменьше и т. д.

«Лиса и зайцы»

Цель: Понимать, что величина является значимым признаком, учитывать её в действиях; упражнять в соответствии резк. различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения.

Оборудование: Шапочки с ушами для зайцев по числу играющих, шапочка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты, прямоугольники и др.) 2 обруча.

Ход: Воспитатель кладёт на пол 2 обруча и объясняет, что это будут домики для зайцев. Раздаёт d – зайцам шапочки и каждому в руки картонный круг (овал, квадрат). Обратить внимание на то, что у одних круги большие, у других маленькие. Внутрь каждого обруча воспитатель кладёт один из кругов; там где лежит большой круг, — дом для зайцев с маленькими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисы зайцы выбегают. Из укрытия выход лиса и повит зайцев. Если заяц не в свой дом вбегает, лиса его забирает.

«Спортсмены строятся»

Цель: Упорядочивание предметов по величине

Оборудование: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся

по длине на 2 см, (от 2 до 20 см) .

Ход: Ребёнку нужно расставить спортсменов по росту – от самого маленького до самого высокого. Учить малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую маленькую полоску, затем самую маленькую из оставшихся и т. д. При затруднениях предложите спортсменам помериться, кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места – вы увидите, что ребёнку нелегко будет восстановить правильный порядок.

«Что такой длины? ширины? высоты?»

Цель: Научить обращать внимание не только на общую величину предмета,

но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.

Ход: Вы загадываете какой – нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине; чтобы отгадать загаданное,

ребёнку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся в комнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его ширину. Следите, чтобы ребёнок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями – тогда загадывать будете по очереди вы и ребёнок.

Игры на ориентировки в пространстве.

Игра «Отгадай, кто где стоит».

Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д.

Игра «Что изменилось?»

На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза дети рассказывают об изменениях, которые произошли,где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра « Найди похожую».

Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине- большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева-розовая чашка.

Игра « Расскажи про свой узор».

У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу — квадрат , в левом нижнем углу- прямоугольник , в середине –треугольник. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу-цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники».

Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку ( изображение должно быть большим и узнаваемым ), вверху, — на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

Игра « Найди игрушку».

« Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель , к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу , где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.

Игра « Путешествие по комнате».

Буратино с помощью ведущего дает детям задания: « Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения , количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: « Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг ». В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий по математике, особую роль играют подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского сада.

Игра «Величина»

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)

Цель. Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры. Взрослый говорит: « Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.

Например: Взрослый: Длинный

Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.

Игра с двумя наборами.

Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Две одинаковые пирамидки.

Ход игры. « Давай вместе поиграем», — обращается взрослый к ребёнку и начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая ребёнку сделать то же.

« А теперь найди такое же кольцо», — говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребёнок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путём накладывания . а затем продолжить игру кем – либо из детей.

«Кто высокий?»

Цель: Учить понимать относительность высоты предмета; показать, что один и тот же предмет может быть высоким или низким в зависимости того с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.

Ход: Педагог вызывает двоих детей одного самого маленького по росту,

другого повыше, ставит их рядом и просит ребят сказать, кто из стоящих детей высокий. Затем говорит: «Правильно, Коля высокий, выше Тани». Сажаем Таню и вызывает ребёнка, который выше Коли; ставит их рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно, Коля высокий,

Тани». Сажаем Таню и вызывает ребёнка, который выше Коли; ставит их рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно, теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша высокий, Коля ниже Саши, а Саша выше Коли. Потом другую пару… педагог объясняет, что сравнивал детей по росту: одни выше ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. Помочь правильно определить своё место.

«Три медведя»

Цель: Создать положительное отношение к сказке задавать правильное понимание величины предметов; стимулировать желание вспоминать и воспроизводить соотношение предметов по величине.

Оборудование: картонные геометрические формы трёх величин (прямоугольники – «кровати», квадраты – «подушки»)

— В спальне стояли кровати (достаёт прямоугольники). Вот тут кровать Михайло Ивановича, здесь Настасьи Петровны, Здесь Мишутки, ребёнок расставляет кровати и объясняет, где чья кровать. После другой ребёнок раскладывает подушки (так же по величине) .

«Красивый узор»

Цель: Учить осуществлять выбор величин по слову – названию предметов, развивать внимание, формировать положительное отношение к полученному

результату – ритмичному чередованию величин.

Оборудование: Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора, подносики, наборное полотно. Воспитатель раздаёт d полоски бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Сейчас будем выкладывать красивый узор, показывать образец действия: «Большой квадрат (берёт форму и вставляет в нижнее полотно) .Маленький квадрат, ещё маленький квадрат, затем воспитатель предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами.

.




map