Материал по теме Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно — методичес



БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63»

« Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно — методического комплекта «Школа России».

(Из опыта работы)

Учитель 3 Г класса: Кучковская

Светлана Михайловна

г. Омск

27.10.2013 г.

***

Зная, что образование — это:

Важнейшая социальная деятельность общества.

Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества.

И понимая, что ключевыми эффектами образования, как ведущей социальной деятельности общества, являются:

Консолидация общества в условиях роста его разнообразия.

Социальное выравнивание общества.

Формирование российской гражданской идентичности личности.

Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур.

Конкурентоспособность личности, общества и государства.

Поэтому новой целью образования стало:

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

***

Последние мои курсы повышения квалификации проходили

в 2011 г. — г. Омск, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ Ом ГПУ .

По программе «Технологии реализации ФГОС в начальных классах». 72 ч. (06.06.2011 г. — 11.06.2011 г.). Поэтому, получив большой объём информации и знаний на курсах, я ещё летом начала подготовку к новому 2011 -2012 г.г.

В своей методической работе, составляя индивидуальный план самообразования на 2011 -2015 г.г. , я взяла следующие темы:

2011 г — 2013 г. — Активно участвовать в инновационной деятельности, реализуя ФГОС второго поколения, через создание:

а). рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии» в 1, 2 классе (По программе «Школа России»);

б). «Портфеля достижений» в 1, 2 классах (По программе «Школа России»).

2012 г. — 2015 г — Активно участвовать в инновационной деятельности, реализуя ФГОС второго поколения, через создание презентаций учащихся начальной школы в проектной деятельности по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии» в 1, 2, 3, 4 классах (По программе «Школа России»).

2012 г. — 2015 г — Активно участвовать в инновационной деятельности по воспитательной работе, реализуя ФГОС второго поколения, через создание программ внеурочной деятельности по: математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, физической культуре» в 1, 2, 3, 4 классах.

Для изучения вышеуказанных тем, я наметила следующие основные вопросы, для проработки материала:

а). Продолжить изучение материалов курсовой подготовки, необходимых для создания:

*). рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии в 1 — 4 классах (По программе «Школа России»);

**). «Портфеля достижений» в 1, 2 классе (По программе «Школа России»).

б). Продолжить самостоятельное обучение по работе на персональном компьютере (ПК).

в). Продолжить изучение материалов из серии: Стандарты второго поколения. ФГОС. «Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основное образование. Под. редакцией В. А. Горского. — Москва: «Просвещение», 2011 г.

В процессе своей методической работы я использовала следующие источники информации и дополнительную литературу:

а). 1. Материалы с последних курсов повышения квалификации (на электронном носителе: на диске, флешкарте);

2. ООП НОО МОУ, с января 2012 г. БОУ г. Омска «СОШ № 63»

(Основная образовательная программа начального общего

образования Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №63»).

3. Сборник рабочих программ «Школа России» (ФГОС). Москва: «Просвещение», 2011 г.

4. Примерные программы по учебным предметам (Начальная школа. «Стандарты второго поколения»). Часть 1, 2. Москва: «Просвещение», 2011 г.

б). Сборник рабочих программ «Школа России»(ФГОС).- Москва: «Просвещение», 2011 г.

в). * Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. редакцией В. А. Горского. Москва: «Просвещение», 2011 г. * Л. А. Кучегура, Е. И. Кривопаленко, Н. В. Васильева. «Школа здоровья». Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием » Дневника здоровья». / 2-ое изд., стереотипное. — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012 г. * Компакт — диск — издательство «Учитель», 2009 г. . И. В. Блинова, Г.Т. Дьячкова, С. В. Ракитина и др.. «Начальная школа Наука без скуки». Внеклассная работа в школе. (Математика, русский язык, чтение, окружающий мир.)

По темам предполагалось изучить опыт:

а), б). Преподавателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ Ом ГПУ . По программе «Технологии реализации ФГОС в начальных классах». 72 ч. (06.06.2011 г. — 11.06.2011 г.): * преподавателя курсов повышения квалификации — Н . П. Мурзиной; * преподавателя курсов повышения квалификации — Е. С. Кац; * преподавателя курсов повышения квалификации, учителя математики 7 класса (из среднего звена школы) — Л. Н. Черкасовой; * преподавателя курсов повышения квалификации, учителя начальных классов (особенно русского языка, 1 класса по программе 2100 (из начальной школы) — Т. И. Чеховской. в). Опыт учителей г. Омска, БОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» : Л. А. Кучегура, Е. И. Кривопаленко, Н. В. Васильева. «Школа здоровья». ( Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием » Дневника здоровья», 2012г.).

По теме самообразования были использованы:

а). Материалы и опыт преподавателей курсов повышения квалификации:

Н . П. Мурзиной;

Е. С. Кац (учителя математики из среднего звена школы);

Л. Н. Черкасовой (русского языка, из начальной школы, по программе 2100);

Т. И. Чеховской.

а так же создано тесное творческое сотрудничество:

б). * С учителем — логопедом школы № 63 — Юлиной Викторией Владимировной (2012 — 2013 уч. г.) и

* * с моими сыновьями, дома, (через моё обучение, получение знаний и применение появившихся навыков в работе на компьютере).

в). С завучем начальной школы № 63 — Мельшиной Натальей Владимировной.

Все мои работы имели практическое применение, а именно:

а). *). Составила, провела диагностику и сдала в методический кабинет, завучу начальной школы Н. В. Мельшиной «Портфель достижений» в 1 классе (за год) и во 2 классе (за 1, 2 полугодие по программе «Школа России», с цветными диаграммами).

**). Составила и сдала в методический кабинет, завучу начальной школы Н. В. Мельшиной и руководителю МО учителей начальных классов И. А. Поздеевой, рабочие программы и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии» в 1, 2 классе (По программе «Школа России»).

***). Представила разработки рабочих программ и КТП , по 6-ти предметам в 1, 2 классах (По программе «Школа России»), в интернет сообщество: Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Начальная школа», я эти работы разместила на своём мини — сайте: » Кучковская Светлана Михайловна»;

б). * Выступления учащихся с презентациями во 2 Г классе на уроках по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии» во 2 классе (По программе «Школа России») были представлены на общешкольных конференциях в начальной школе: в первом и во втором полугодии 2012 — 2013 учебного года.

**Представила сначала свою первую презентацию » Душа солдата»(по духовно — нравственному воспитанию подрастающего поколения) и презентации учащихся в интернет сообществах: А). Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Начальная школа», на своём мини — сайте: » Кучковская Светлана Михайловна»; Б). «Алые паруса» проект для одарённых детей социальной сети nsportal.

в). **). Составила и сдала по воспитательной работе в методический кабинет, завучу начальной школы Н. В. Мельшиной и руководителю МО учителей начальных классов И. А. Поздеевой, программы по внеурочной деятельности по математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, здоровьесбережению и духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников « для 1, 2, 3, 4 классов:

1. Планирование внеурочной деятельности «Умелые ручки»(31 ч). ФГОС. 1 класс (для 1 -4 классов).

2. Планирование внеурочной деятельности «Весёлые каникулы с мячом»(37 ч). ФГОС. 1 — 4 классы.

3. Планирование внеурочной деятельности «Логика»(31 ч). ФГОС. 2 класс.

4. Планирование внеурочной деятельности «Умелые ручки»(68 ч). ФГОС. 2 класс.

5. Планирование внеурочной деятельности «Школа здоровья»(32 ч). ФГОС. 1, 2 класс.

6. Планирование внеурочной деятельности «Этот разноцветный мир»(12 ч). ФГОС. 1 — 4 классы.

**). Представила эти разработки 6 -ти программ по внеурочной деятельности и в интернет сообщество: Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Начальная школа» на своём мини — сайте: » Кучковская Светлана Михайловна»:

1. Планирование внеурочной деятельности «Умелые ручки»(31 ч). ФГОС. 1 класс (для 1 -4 классов).

2. Планирование внеурочной деятельности «Весёлые каникулы с мячом»(37 ч). ФГОС. 1 — 4 классы.

3. Планирование внеурочной деятельности «Логика»(31 ч). ФГОС. 2 класс.

4. Планирование внеурочной деятельности «Умелые ручки»(68 ч). ФГОС. 2 класс.

5. Планирование внеурочной деятельности «Школа здоровья»(32 ч). ФГОС. 1, 2 класс.

6. Планирование внеурочной деятельности «Этот разноцветный мир»(12 ч). ФГОС. 1 — 4 классы.

По изучению передового опыта посетила уроки и внеклассные мероприятия лучших учителей — педагогов БОУ г. Омска «Средней общеобразовательной школы № 63»:

а). * учителя начальных классов школы № 63: Понкратовой Ирины Сергеевны (2011 — 2012 уч. г.),

*учителя начальных классов школы № 63: Нагибиной Ирины Николаевны (2011 — 2012 уч. г.),

*учителя — логопеда школы № 63: Юлиной Виктории Владимировны (2010 — 2013 уч. г.),

*завуча по воспитательной работе школы № 63: Погосской Татьяны Геннадьевны (2011 — 2013 уч. г.).

б). Изучила и продолжаю изучать материалы и опыт преподавателей курсов повышения квалификации:

Н . П. Мурзиной;

Е. С. Кац;

Л. Н. Черкасовой;

Т. И. Чеховской.

в). Посетила (по изучению опыта в 2011 — 2012 уч. г.):

* у учителя начальных классов школы № 63, Шипихиной Ирины Михайловны, кружок «Умелые ручки» (внеурочную деятельность);

** у библиотекаря школы № 63, Соколовой Людмилы Анатольевны, кружок Любителей чтения(внеурочную деятельность).

***

По окончании первых двух этапов (из четырёх) с 2011 — по 2015 г.г. , своей методической работы в 1,2,3,4 классах (по программе «Школа России»), я сделала выводы:

1). Продолжать реализацию ФГОС в начальных классах через:

а). создание «Портфеля достижений» (УУД) учащихся в 1, 2, 3, 4 классах;

б). построение рабочих программ и КТП по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии в 1, 2, 3, 4 классах..

2). Продолжать реализацию ФГОС в начальных классах через создание презентаций учащихся начальной школы в проектной деятельности по всем предметам (русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии) в 1, 2, 3, 4 классах (По программе «Школа России»).

3). Продолжать целенаправленное, по программе «Школа России, активное участие в инновационной деятельности по воспитательной работе, реализуя ФГОС второго поколения, через создание программ внеурочной деятельности и ведение предметных кружков в 1 — 4 классах начальной школы, основываясь на программы духовно — нравственного развития, воспитания и здоровьесбережения человека ХХI века, в эпоху информационной революции.

***

Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта:

Книги — пособия издательства: Москва. «Просвещение»:

Книги — пособия из серии: » Стандарты второго поколения» ФГОС:

Концентрация ФГОС общего образования.

Фундаментальное ядро общего образования.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

Примерные программы начального общего образования. Часть 1.

Примерные программы начального общего образования. Часть2.

Планируемые результаты начального общего образования.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.

Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа.

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.

Поливанова К. Н. «Проектная деятельность школьников».

Источники:

1). Книги — пособия из серии: » Стандарты второго поколения» ФГОС:

Концентрация ФГОС общего образования.

Фундаментальное ядро общего образования.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.

Примерные программы начального общего образования. Часть 1.

Примерные программы начального общего образования. Часть 2.

Планируемые результаты начального общего образования.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.

Оценка достижений планируемых результатов. Начальная школа.

Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.

2). Поливанова К. Н. «Проектная деятельность школьников»

3). Кондаков Александр. Презентация: «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» . Стандарты второго поколения. Москва. 2010 г.






map