Материала для развития речи по теме Защитники Отечества



Урусссинская специальная коррекционная

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Лексико-грамматический материал

по теме «Защитники Отечества»

Подготовила Галяутдинова Зульфия Абузаровна

учитель-логопед ГБСКОУ

«Уруссинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

п.г.т. Уруссу, Ютазинского района,

Республики Татарстан.

Цели: уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, образовывать существительные множественного числа и согласовывать их с прилагательными; составлять предложения с предлогами, закрепить словарь по данной теме.

Дети должны знать:

-что наша Родина Россия, живущие в Росси люди – россияне;

— значение слов «Отечество», «Родина», «защитник»;

-название военных профессий, чем занимаются люди каждой военной профессии;

-какой техникой управляют военные разных профессий;

-из каких предметов состоит форма моряка, летчика, десантника.

Примерный словарь:

Названия: Россия, Родина, Отчизна, Русь, Отечество, знамя, герб, флаг, сила, смелость, ловкость, море, космос, воин, солдат, защитник, боец, снайпер, офицер, вертолётчик, пулемётчик, кавалерист, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, вертолёт, самолёт, катер, корабль, крейсер, танк, лётчик, пограничник, герой, парашют, орудие, ружье, пулемет, пушка, пистолет, разведка, дозор, граница, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, предатель, пехота, артиллерист, моряк

Прилагательные: бесстрашный, трудная, почетная, опасная, внимательный, заботливы, ловкий, сильный, храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.

Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Наречия: дружно, осторожно, тихо, быстро, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.

Словоизменения, словообразование:

Образование существительных единственного и мн.числа в Им. И Р.п. (солдат -солдаты – много солдат).

Образование притяжательных местоимений и согласование их с существительными (офицерская форма).

Образование прилагательных от существительных (сила — сильный).

Формирование навыка словообразования. Как называется человек, который … летает на вертолете – вертолётчик, ездит на танке — …, служит в пехоте — …, прыгает с парашютом — …, служит на подводной лодке — … .

Формирование грамматических форм:

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе (отважный солдат).

Согласование существительного с числительным «Сосчитай до пяти»: ( два танкиста, каска, раненый). Усложнение: Один легкий танк, два легких танка… пять легких танков. Одна подводная лодка… .

Падежные конструкции: образование формы Р.Д.Тв.Пр. п. (на, в, ,с,у). Дидактическая игра «Составь предложение» дети составляют предложения с предлогами (пары картинок) Моряк – корабль (Моряк служит на корабле); Пограничник – собака; Артиллерист – пушка; Ракета – небо; Танкист – танк; Десантник – парашют.

Подбор глаголов к существительным: Что делают:

Летчик — ….; вертолётчик — …; танкист — …; парашютист — …; подводник — …; снайпер — …; сапер — …; пограничник — … .

Словообразование:

В артиллерии служат — артиллеристы

В пехоте служат – пехотинцы

В танковых войсках танкисты

В море несут службу — моряки

В воздухе охраняют Родину – лётчики

На границе – пограничники

В ракетных войсках — ракетчики

Изменение названий войск в родительном падеже.

— Скажите один — много:

Десантник – десантников

Парашютист – парашютисты

Разведчик – разведчики

Пехотинец – пехотинцы

Ракетчик – ракетчики

Физминутки.

Игра с мячом «Образуй родственные слова»

Род — Родина, родной, родственник, родители, родимый.

Отец – Отчизна, отчество, отечество, отче, отчий дом.

Игра с мячом «Назови воина»

Самолет –лётчик

Разведка – разведчик

Пулемёт-…

Гранатомёт-…

Граница-….

Кавалерия –…

Парашют-…

Пехота-…

Танк-…

Десант-…

Море-…

Ракета-…

Пальчиковая гимнастика:

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

Чистоговорки:

Ат-ат-ат — любим мы смотреть парад.

Дети хлопают в ладоши

Аты-аты-аты — дружно шагают солдаты

Хлопают ладонями по коленям

Еть-еть-еть- любим мы на них смотреть

Ритмично приставляют к глазам то одну ладонь, то другую

Ать-ать-ать — мы тоже так хотим шагать

“Шагают» пальчиками по бедрам

Наша Армия

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка

Движения руками вправо, влево, вниз.

Поднимаясь, мчаться вдаль

Руки вверх.

Самолётов звенья.

Руки в стороны.

Это празднует февраль

Армии рожденье!

Ритмичные шаги с хлопками.

Чтоб сильным, ловким быть.

Чтоб сильным, ловким быть,

Со спортом должен ты дружить

Все виды спорта должен знать, чтоб солдатом смелым стать.

Имитационные движения: плавание — гребки руками, футбол- удар по мячу баскетбол- ведение мяча, попеременное движение руками вверх-вниз, хоккей – замах на шайбу воображаемой клюшкой

Мы пока еще ребята

Мы пока еще ребята

Выполняют пружинку, руки на поясе

Подрастем — пойдем в солдаты

Хлопают в ладоши

Будем Родине служить,

Прыгают на двух ногах на месте, руки на поясе.

Чтоб под мирным небом жить!

Выполняют упражнение «часики» — наклоны вправо-влево, руки на поясе.

А пока что мы – ребята,

Озорные дошколята.любим бегать и играть, прыгать, лазать и скакать!

Затем дети поворачиваются друг за другом и выполняют команды педагога.

«Солдаты идут»

Шагают, энергично работая руками, высоко поднимая колени.

«Разведчики крадутся»

Идут на носочках, слегка наклонившись вперед, руки прижаты к бокам.

«Моряки плывут»

Бегут друг за другом, выполняя руками движения «брас»

Стойкий оловянный солдатик

Раз, два, три, четыре, пять

Будем дружно мы шагать!

Шагают на месте.

На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий

Становятся на правую ногу

Ногу левую – к груди

Да смотри не упади!

Подтягивают левую ногу к груди

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Становятся на левую ногу.

Все закончилась игра,

За уроки, детвора

Садятся на свои места.

Развитие связной речи.

— Сейчас мы с вами будем составлять рассказ. А помогут нам эти карточки.

— Посмотрите – что на ней нарисовано?

— Что это за дата?

— 23 февраля в нашей стране празднуют День защитника Отечества.

— Посмотрите на эту картинку. Она обозначает род войск.

Облака – это небо, оно обозначает военно-воздушные силы, деревья – это суша, обозначает сухопутные войска, река – обозначает военно-морской флот.

— Где защитники Родины охраняют ее границы?

— Защитники Родины охраняют ее границы в небе, на воде, под водой и на суше.

— Посмотрите на эти картинки. На них изображена военная техника. Но не вся. Вспомните, какие еще ее виды есть у военных для охраны воздушных границ?

— Повторите за мной: В небе покой стерегут боевые самолеты и вертолеты.

— Кто несет службу на воде и под водой?

На воде и под водой несут службу моряки на авианосцах, крейсерах, подводных лодках.

— А кто охраняет границы Родины на суше?

На суше границы нашей Родины охраняют пограничники, артеллиристы, танкисты, ракетчики, связисты.

— какая форма у танкистов? (комбинезон и шлемофон)

— у моряков? (матроска, гюйс, бескозырка)

— у артиллеристов? (каска, гимнастерка)

— Какими качествами должны обладать военные?

Военные должны быть мужественными, смелыми, сильными, умными, благородными, честными, отважными.

— Воины любят и защищают свое Отечество.

Стихи к 23 февраля.

Есть день прекрасный в феврале,

Когда мужчин мы поздравляем.

Нет « Дня мужчины» на земле,

Но мы ошибку исправляем.

Сегодня вам свою любовь

Несем мы полными горстями.

2. Мы славим тех, кто не плакал от боли своей,

Но слез не скрывал на могилах друзей,

Тех, кто мужчиной был не на словах,

Труса не праздновал, сидя в кустах,

Тех лучших сынов человечества-

Тех, кто на страже Отечества!

3. Во все века Российские мужи

Своим геройством в войнах побеждали,

Все офицеры, конюхи, пажи —

За честь России жизни отдавали.

4. Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

5. Нам не страшны любые непогоды:

Есть у родной страны надежный щит,

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской армии стоит.

6. Друг! Современник! В молодые годы,

Преодолеешь ты наук гранит,

Пока на страже мира и свободы

Солдат Российской армии стоит.

7. Пусть светит солнце в мирном небе,

И не зовет труба в поход.

Чтоб только на ученьях солдат,

В атаку шел вперед.

Пусть вместо взрывов гром весенний

Природу будит ото сна,

А наши дети спят спокойно Сегодня, завтра и всегда!

8. Что за праздник у страны?

Флаги развеваются

Нашей Родины сыны

Нынче прославляются!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map