Материалы для портфолио



Методическое сопровождение оформления портфолио педагога

Усложнение структуры ДОУ, проводимой в них воспитательно-образовательной деятельности в условиях модернизации образования, ведёт к необходимости качественного изменениями методической работы с педагогами. Требования современности к совершенствованию воспитательно-образовательного процесса ДОУ (совершенствованию всех его компонентов) касаются, в первую очередь, педагогического коллектива.

Стремление к совершенствованию, как объективная потребность общества в целом, так и отдельной личности, имеет своё высшее проявление в виде самообразования.

В работах Ю.К.Бабанского, Е.П.Милашевича, В.И.Слободчикова находится подтверждение тому, что в профессиональном росте педагога важное место занимает саморазвитие. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, чтобы найти решение проблем в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе или искать ответ непосредственно самому опытным путём.

Используя различные формы методической работы с педагогическими кадрами, можно обеспечить непрерывность образования педагогов дошкольного учреждения (Л.В.Поздняк).

Таким образом, методическая работа должна быть направлена на создание атмосферы творчества, психологической перестройки отношений в педагогическом коллективе, на создание среды для саморазвития педагогов.

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценку) индивидуальных достижений за определённый период. основной смысл портфолио – «показать всё на что ты способен».

В методической работе педагогический портфолио помогает развить у педагога навыки рефлексивной и оценочной деятельности, научить формировать цели своей работы, планировать, и организовывать проектную деятельность. И, кроме того, портфолио выступает в качестве стимула, поддерживающего активность педагогов, имеющих определённые трудности в работе над саморазвитием.

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «портфолио», пришедшее в образование и науку из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций и т.д. Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще и понятнее — «методическая копилка воспитателя».

Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

Портфолио не только является современной эффективной формой оценки, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

С чего же начинать оформление портфолио

1. Определение цели. Необходимо четко определить для себя цель создания портфолио.

Информировать коллег о своих навыках и умениях;

-ведение отчетности;

-накопление и систематизация опыта;

-объективная оценка профессиональных умений;

-подведение итогов работы;

-повышение самооценки;

-помощь в аттестации, в получении более высокой категории, более высокой должности, при участии в конкурсе.

Возможно, что портфолио одновременно выполняет несколько целей.

2. Определение структуры портфолио. Например, раздел «Общие сведения о педагоге» обязателен для каждого портфолио, но рубрики в нем могут быть разные: в одних случаях это автобиография, в других — резюме, может быть эссе «Мое педагогическое кредо» либо рубрики «Я — глазами детей», «расскажите обо мне», «Моя семья», «Генеалогическое дерево» и т.д. Содержание рубрик помогает раскрыть автора с лучшей стороны.

3. Определение времени работы над портфолио, места хранения. Одним из условий является удобство хранения, поэтому портфолио не должен превращаться в «бабушкин сундук». Хранить портфолио можно в группе, дома, в методическом кабинете, главное — удобство хранения, свобода доступа и возможность для внесения изменений, новых материалов.

4. Сбор материалов.

5. Оформление портфолио. Несмотря на то, что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство.

6. Презентация портфолио. Презентация — это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу. Цель презентации это не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Показатели качества презентации: соответствие содержания презентации содержанию портфолио; выделение основных результатов деятельности педагога; качество изложения материала.

7. Оценка Портфолио.

В процессе изучения активности педагогов в методических мероприятиях нашего ДОУ, были выявлены педагоги, склонные к постоянному саморазвитию, и педагоги, которые не видели в работе над саморазвитием определённой нужды. В процессе дальнейшей работы была определена модель педагога ДОУ, в которой выделены необходимые качества для профессионального становления и роста педагогов.

Таким образом, в процессе методической работы с педагогами нашего ДОУ по формированию педагогического портфолио основной акцент сделали на рефлексию педагогических действий, формирование определённой позиции к саморазвитию.

Был разработан алгоритм управления методической работой с педагогами нашего ДОУ по созданию педагогического портфолио:

1: включение педагога в отбор содержания своей деятельности, по организации сбора материалов с учётом специфики своего субъективного опыта и индивидуальных возможностей;

2: обучение педагогов «видеть» недочёты в своём опыте работы (в материалах для портфолио), найти пути решения наметившихся проблем, используя дополнительные источники информации;

3: формирование умения наметить план, определить перспективы в процессе формирования портфолио;

4: собственно создание портфолио совместно с методистом, работа над обобщением материалов, перспективы дальнейшей работы.

Непосредственно работа заместителя заведующего по воспитательно– методической работе на этапе разработки портфолио совместно с педагогом, включающая работу над саморазвитием в процессе оформления материалов предполагает:

1) разработку психолого-педагогического сопровождения саморазвития (диагностики, средства управления и самоуправления деятельностью по саморазвитию);

2) совершенствование педагогических и психологических условий, ориентированных на саморазвитие личности (совершенствование содержания, внедрение и активное применение новых форм и методов – например, оказание индивидуальной помощи при построении программы саморазвития);

3) совершенствование разнообразных форм и методов стимулирования инновационной и творческой деятельности педагогов (проведение конкурсов, организация выставок творчества и методических разработок и т.д.);

4) содействие распространению и изданию обобщённого педагогического опыта, методических разработок и рекомендаций.

Были определены основные функции портфолио в направлении работы педагогами над саморазвитием:

Систематизация опыта работы педагога, его достижений за определённый период с целью наметить перспективы его дальнейшего саморазвития

Самоопределение педагога с учётом функций (специалист, воспитатель) с целью определения спектра «возможных» проблем и поиска решений их в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе

Адресность опыта представляющая собой описание основных форм и направлений творческой активности педагога, связанная с обобщением опыта по выбранной теме с целью подбора необходимых материалов из практики работы с детьми: доклады об опыте работы, различные практические материалы, инструментарии, библиография и образцы учебно– методических пособий

Рефлексия педагогических действий с целью знания критериев своей педагогической деятельности, современных подходов к оценке качества деятельности педагогов ДОУ.

Таким образом, при помощи портфолио возможно организовать с педагогами, имеющими разную позицию к стремлению к саморазвитию, самообразованию, самопознанию.

Требования к оформлению портфолио (Слайд)

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Слагаемые успеха учреждения — это профессиональное развитие педагогов.

Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Возможно, в этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста.

У педагога должно быть «досье успехов», в котором отражается все важное, интересное и достойное из того, что происходит в его профессиональной жизни.

Портфолио педагога — индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации.

Специалисту, претендующему на более высшую квалификационную категорию, необходимо отразить в своем «Портфолио» информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.

Создание портфолио позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценки успешности педагога.

Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

Практическая значимость портфолио (слайд)

Диагностика профессиональной деятельности позволяет

педагогу:

-реально представить результаты своего труда

-увидеть свои резервы

-иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

администрации:

-осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагога.

Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, портфелей, сайта, то есть предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива, при единственном требовании – удобство хранения.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.  Достойное портфолио педагога – это показатель его профессиональной компетенции.

Существует несколько типов портфолио: портфолио документов, отзывов, работ и комплексный, включающий все эти типы.

Портфолио документов — это сертифицированные (документированные) достижения, которые включают в себя:

информация об авторе; 

представление результатов деятельности;

отображение особенностей личности автора портфолио.

Портфолио работ – это материалы, отражающие основные направления и виды деятельности:

описание основных форм и направлений творческой активности;

разработки педагога.

Портфолио отзывов характеристики отношения педагога к различным видам деятельности представляются в виде текстов:

заключений;

рецензии;

рекомендательных писем;

резюме;

отзывов о работе в творческом коллективе и др.

Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией ОУ, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на конференциях, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический отзыв о проведенных открытых занятиях, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.

Результаты экспериментов показали, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные модели портфолио

Многочисленные вопросы возникают в связи с содержательностью портфолио: Какие источники информации использовать? Сколько работ требуется собрать в портфолио? Как интерпретировать содержательность работ, входящих в портфолио? Какая информация более ценна? Действительно ли она более ценна, и при каких условиях?

Существуют различные подходы к построению портфолио педагогов. Предлагаем наиболее оптимальную структуру.

Титульный лист

Содержание

Раздел I Общие сведения о педагоге

Это визитная карточка, резюме. Ф.И.О. педагога, дата рождения, образование, специальность, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, имеющиеся награды, жизненная позиция (девиз), личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера. Так же этот раздел может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах. Прилагаются копии дипломов, удостоверения курсов повышения квалификации.

Раздел II Достижения педагога

В этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: грамоты, благодарственные письма, сертификаты, дипломы за участие в конкурсах, отзывы коллег, родителей, гранты (документы о получение) и т.д.

Раздел III Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях, участие в экспериментальной работе, профессиональных конкурсах и др.

(сценарии открытых занятий и их анализ; материалы выступлений, тексты докладов на городских (районных) семинарах, методических объединениях; публикации, иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах; разработка авторских программ.)

В разделе могут быть помещены фотографии, презентации, демонстрирующие деятельность.

Раздел IV Методическое оснащение образовательного процесса

Это коллекция лучших методических наработок: планы, методические рекомендации, сценарии мероприятий, разработанные педагогом раздаточный, дидактический материалы, картотеки игр, упражнений, пособия, тесты,  мультимедийные разработки педагога (презентации). Предметно-развивающая среда (фото).

Раздел V Результаты педагогической деятельности / Достижения воспитанников

• анализ заболеваемости детей за последние 3 года;

• уровень развития детей;

• уровень освоения программы воспитанниками;

• результаты участия в конкурсах, выставках и др.

С КАКИМИ ОШИБКАМИ ВЫ МОЖЕТЕ СТОЛКНУТЬСЯ

Сбор только документов «с печатями». Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.) которые выдаются официальными органами образования. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть портфолио — осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о деятельности. Главное — способность автора продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим творческая работа, конспект проведенного мероприятия, отзыв родителя и пр. могут быть не менее значимым, чем официальный документ с печатью.

Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора. К примеру, понятно желание педагога включить в портфолио имеющиеся у них документы и материалы за всю профессиональную деятельность, однако аттестационное портфолио должно показать рост профессионализма с момента последней аттестации.

Сбор материалов только последнего времени. Это другая крайность, когда автор собирает документы исключительно за год или даже за несколько месяцев.

Отсутствие систематичности. Портфолио как разовая акция. В этом случае исчезает сама идея портфолио. Портфолио подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу.






map