Менеджер образованияУправление современным образовательным учреждением



Кляпка Оксана Владимировна

Старший воспитатель

ГБОУ детский сад №994

Менеджер образования. Управление современным образовательным учреждением.

В условиях модернизации образовательной системы, ориентированной на повышение качества образования, в том числе и дошкольного, перед образовательными организациями встаёт необходимость работать по-новому, овладевая новым типом социального и экономического поведения.

Основой образовательной организации теперь становится новая организационная психология управления, ориентированная на раскрытие человеческих ресурсов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Руководитель образовательной организации должен обеспечить правильное сочетание экономических и административных методов руководства, а также морального и материального стимулирования педагогического и учебно-вспомогательного персонала, с целью повышения качества образования, повышения ответственности за итоги работы коллектива.

Эффективность деятельности учреждения во многом определяется персоналом. Наличие квалифицированных, творчески относящихся к делу, ответственных и исполнительных работников влияет на успех хозяйствования в любой сфере деятельности. В развитии экономики трудовые ресурсы играют более важную роль, чем материальные, поэтому руководство учреждения должно уделять особое внимание вопросам количественного и качественного обоснования численности работников.

Управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям (И.А. Рыбалов)

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководитель владеет методикой анализа (как глубоко им могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости). Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности приводит (на этапе выработки цели и формирования задач) к неконкретности, а порой к необоснованности принимаемых решений.

Основой анализа работы образовательного учреждения являются следующие направления:

— выполнение образовательных программ и государственных стандартов;

— качество знаний, умений, навыков воспитанников (учащихся);

— уровень развития интегративных качеств;

— состояние и качество методической работы;

— эффективность работы с родителями и общественностью;

— состояние здоровья дошкольников и санитарно-гигиеническая культура;

— результативность деятельности советов учреждения.

На основе анализа индивидуальных, групповых и общественных образовательных запросов населения выделяются важнейшие социальные потребности: социально-экономические, экологические, валеологические, культурные, научные, территориальные, педагогические, бытовые и др., детерминирующие цели и содержание образования, определяется рынок заказчиков и потребителей.

Поэтому, качество дошкольного образования должно рассматриваться как совокупность факторов: факторы, обусловливающие качество образования и воспитания; целостность системы и взаимодействие ступеней образования; способы оценивания качества образования и воспитания; рыночная среда; управление качеством образования; информационные технологии; мониторинг; система и механизмы управления и др.. Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве установлены не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет. То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности), а о наборе отдельных свойств.

Руководитель образовательного учреждения должен уметь:

формировать команду единомышленников; обеспечивать оптимальные условия для самореализации воспитанников (учащихся) и педагогов; стимулировать творческую деятельность, поддерживать инициативу; делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства; привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования; задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике; выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы; заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса учреждения; внедрять высокие технологии в управленческие процессы.

В современных условиях жесточайшей конкуренции для успешного ведения дел недостаточно быть просто руководителем учреждения, необходимо быть талантливым финансистом, менеджером. Современный руководитель должен, прежде всего, перестроить своё управленческое сознание в рамках новых ценностей, таких как конкурентоспособность, компетентность, самоорганизация, самоуправление, корпоративная культура, рынок образовательных услуг, социальное партнерство. Изменения содержания дошкольного образования и системы управления определили современные управленческие функции руководителя и направление деятельности педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества дошкольного образования, поиск социальных партнёров в создании оптимальных и эффективных условий развития личности дошкольника.

Руководитель образовательного учреждения должен решить множество проблем, таких как: проблема управленческой политики в условиях реальной конкуренции образовательных учреждений; проблема перехода к открытой и мобильной образовательной системе; проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров; проблема изыскания дополнительных средств и ресурсов модернизации; проблема создания условий, обеспечивающих адекватное времени качество образования; проблема информационного обеспечения и обмена и др.

Грамотно выстроенная система управления позволяет руководителю значительно повысить качество воспитательно-образовательного процесса, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному взаимодействию с социальными партнерами и обеспечивает конкурентоспособность дошкольного образования на рынке образовательных услуг.

Список литературы:

1.Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.

2. Розанова В. А, Психология управления. — М., 2000.

3. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002

4. Менеджмент, маркетинг, экономика образования. — Учебное пособие /Под ред. Егоршина — Н.Новгород: НИМБ, 2005




map