Менеджмент воспитания классного руководителя



Менеджмент воспитания классного руководителя

Мищенко О.А.

Учитель высшей категории

МБОУ СОШ №31 г.Смоленска

Воспитательная работа должна строиться в первую очередь на диагностической основе, а также анализе и планировании работы. В своей работе мы руководствуемся памяткой начинающему классному руководителю по анализу и планированию воспитательной работы в классе, которая была опубликована в 1м номере журнала ЗАВУЧ за 2010 год., а также Положением о классном руководителе, действующим в каждой конкретной школе.

ЗОЖ

одаренность

адаптация

родители

ученик

диагностика

Построение своей воспитательной работы осуществляется с учетом целей и задач школы. Внеурочная деятельность с детьми в моем классе строится с целью формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива и школы, семьи и общества, строить с одноклассниками отношения доверия, уважения и взаимной помощи. Поэтому результаты своей работы я ассоциирую с выращиванием цветка, где на крепком стебле «Диагностика» прорастают два больших листа «Анализ» и «Планирование». Они и питают самую красивую часть цветка: сердцевину «Ученик» с его лепестками (направлениями моей работы): адаптация учащихся, работа с родителями, ЗОЖ, одаренность, гражданско-патриотическое воспитание,

планирование

Гражд.-патр.восп

анализ

Диагностика

Т.к. учитель начальных классов это первый человек, который встречает нового ученика в школе, то и работа наша начинается в первую очередь со знакомства с ним, его семьей, т.е диагностики учащегося. Здесь моими главными помощниками становятся специалисты психолог и логопед. Нами используются различные формы диагностической работы: анкетирование, тестирование, наблюдение и беседы, сочинения и др.материалы детского творчества. Большое внимание уделяется интерактивным методам диагностики, где респондентами являются учителя, ученики и их родители.

Например, анкета позволяет родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления. Используя с детьми рисуночный тест, анализируя его я вижу какие цвета ребенок использует, как располагает своих ближайших родственников по отношению к себе, что уже говорит о некоторых аспектах развития ребенка, его самоощущения в семье. Такая работа позволяет более осознанно подойти к планированию воспитательной работы, особенно в период адаптации первоклассников.

Для себя я создала такую папку с последовательно размещенными опросниками для детей и родителей, что помогает мне отслеживать некоторые вопросы воспитания, адаптации учащихся 1-го класса. Здесь также я храню ответы опрошенных, чтобы иметь возможность вновь и вновь осуществлять анализ, а впоследствии планирование воспитательной работы.

В период адаптации учащихся к школе уделяется большое внимание подготовке и проведению различных экскурсий, поездок. Мы с ребятами посетили зоопарк, планетарий, цирковые представления, Музей сказки, спектакли артистов филармонии и кукольного театра. Провели различные веселые конкурсы, которые не требовали предварительной подготовки учащихся. Но вместе с тем дети с удовольствием готовились к праздникам, репетируя свои музыкальные и драматические номера.

Беседы нравственно-эстетического характера я старалась подкреплять показом мультфильмов, познавательных роликов, свои мысли первоклассники любят выражать на бумаге в виде рисунков, инсценировках сказок, стихотворных произведений. Еще один действенный метод в период адаптации первоклассников – Мотивационные беседы. Кстати проводя анкетирование учащихся на предмет выявления уровня школьной мотивации ( в разное время) отмечается тенденция к переходу с низкого на более высокий уровень мотивации большинства учащихся. (График мотивации)

Принимая в прошлом году свой первый класс, мне пришлось проводить анализ актуальной ситуации в классе. Надо сказать, что на данной параллели дети моего класса имели невысокий уровень подготовки к школе. На первом году обучения учеников из моего класса занятия психолога посещали 12 человек, занятия логопеда – 16 чел. Группу продленного дня посещали почти все дети. Это говорит о том, что большую часть своего времени дети проводят в стенах школы. В этом году ученики уже второго класса активно посещают различные секции в сфере доп.образования. Лишь 3 человека не заняты нигде во внеурочное время.

Надо ли говорить о том, что очень немногие родители готовы плодотворно сотрудничать со школой, классным руководителем в вопросах не только обучения, но и воспитания, не все готовы говорить о трудностях и заниматься поиском путей решения их. Свою роль я вижу еще и в том, чтобы помогать родителям выявлять причины трудностей в обучении и воспитании детей, находить способы их преодоления. Т.о. второе направление — это работа с родителями. Индивидуальные консультации и родительские собрания я стараюсь проводить не только в форме сообщений учителя, я пытаюсь заставить родителей задуматься о том, что важно для ребят в силу их возрастных особенностей. Каждый раз вызываю родителей на обсуждение вопросов воспитания, готовлю презентации на такие темы, которые боле всего значимы в данный момент. Вот некоторые из них Посещаемость родительских собраний я считаю высокая – в среднем 85%.

Показать родителям, что я открыта для них как педагог и как воспитатель я решила через показательные уроки, а также привлечение пап и мама во внеклассные мероприятия. Я провожу такие уроки 1 раз в полугодие по разным предметам для того, чтобы дети показали себя на уроке своим папам, мамам во всей красе, а родители увидели, причем не только свое чадо, но и меня, человека, который проводит много времени с их детьми. Поэтому им немаловажно видеть манеру ведения урока, манеру общения с детьми, уровень научности речи педагога, к которому должны стремиться и учащиеся. Как правило, посещаемость такого занятия высокая и родители говорят о том, что для них такие показательные уроки очень полезны.

В нашей школе проводится такой конкурс «Жизнь прожить не море переплыть» для детей и их родителей. Родителям своих учащихся в этом году я предложила такую форму внеурочной деятельности как кружок «Умелые руки», где родители по желанию могут научить ребят, например, оригами, макраме, мелкому ремонту мебели и т.д. Родители привлекаются к участию в праздниках, проектных работах.

Одаренность

«Одаренность- это результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости» определение америк. психолога Дж.Рензулли. Пик развития креативных способностей приходится на возраст 6-7 лет, затем к 12-13 годам эти способности застывают на одном уровне и если их специально не развивать и не поддерживать, то постепенно они сводятся к минимуму. Поэтому решение этой проблемы ложится на плечи учителей начальных классов.

Поэтому для нас важно сотрудничество по выявлению одаренности с профессором Н.Д.Алексеевым, разработчиком факультатива «Учусь творчески мыслить». Большая диагностическая работа проводится в рамках этого факультатива и, оценив данную карту наблюдений на начало первого класса, вы можете заметить не самый высокий уровень одаренности детей моего класса, поэтому работа в данном направлении: развитие креативных способностей учащихся, очень важна.

Я подкрепляю ее использованием технологии проектной деятельности. Она позволяет мне увлечь, заинтересовать ребят предстоящим делом и помочь им реализовать свой творческий потенциал. Например, мы с ребятами пытались представить себя создателями детского журнала. Все старания и творческие порывы детей я стараюсь поддерживать и поощрять в виде совместного изготовления «Творческой тетради», «Развивающих журналов», «Книги почета», «Библиотеки Смоленска». Создание елочки из детских ладошек играет важную роль в становлении самооценки детей: на каждой ладошке написано чего ребята обязательно хотели бы добиться в ближайшие полгода – т.е. то, что зависит именно от них, что должно у них обязательно получиться только их стараниями. Вот что они пишут: хочу научиться писать изложение на «5», хочу научиться учить большие стихотворения, хочу научиться, красиво рисовать и т.д. Основная мысль, на что обращается внимание детей: «хочу научиться» значит «смогу научиться».

Воспитание ЗОЖ

Работая по этому направлению мое руководство сводится не только к тому, чтобы отслеживать соблюдение правил личной гигиены, проведению динамических пауз, спортивных часов, но и проведение разъяснительной работы с привлечением компетентных людей. В школе уделяется большое внимание созданию здоровьесберегающей инфраструктуры: бесплатные горячие завтраки, строгое соблюдение режима труда и отдыха, ведется просветительская работа с родителями. Например, я приглашаю нашего школьного доктора для бесед на темы здорового образа жизни, врач рассказывает из чего состоит наш организм, ведет беседы о пользе проф.прививок и профилактики заболеваний. У нас есть специальная тетрадь, которая называется «Вопросы Доктору», где дети задают интересующие их вопросы, а доктор, подготовившись, отвечает на них. «Путешествие в страну ЗОЖ»- одно из мероприятий, которое помогает детям узнать, осознать и запомнить все правила здорового образа жизни.

Гражданско-патриотическое направление

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Основная цель моей работы в этом направлении формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания.

С чего начать? Конечно, с истории нашего славного города. В 1м классе мы выезжали на экскурсии и в музеи. Первоклассников очень впечатлило посещение нашего школьного музея, где они впервые услышали серьезный рассказ о войне, увидели фотографии и подлинные экспонаты времен войны 1941-1945г.г. Дети регулярно по моей просьбе приносили вырезки из газет и журналов с материалами о нашем городе во время ВОВ. В преддверии юбилея Победы ежедневно 10-15 мин проводились чтения собранного материала и обсуждение происшедшего в те страшные годы. Ребята заинтересовались судьбой своих воевавших прадедов.

Следствием этой работы стало то, что одна из учениц принесла документы, награды и оригиналы фронтовых писем, грамот своего прадедушки. Эти экспонаты пополнили наш школьный музей, где учитель истории создала на их основе стенд . Тесное сотрудничество с руководителем школьного музея позволяет нам лучше узнавать историю страны, города. Школьный музей пополнился новыми экспонатами и ребятам не терпится вновь побывать там.

В этом году я предложила детям узнать побольше о достопримечательностях нашего города. И один из проектов о памятниках Смоленска который мы готовили, получил свое воплощение: рассказ об одном из памятников, его истории в фотографиях.

В нашем классе есть своя настольная книга — «Праздники России». Она очень популярна у ребят. Многие попросили родителей купить ее в личное пользование. Мы отслеживаем наши государственные и православные праздники и помещаем их на стенде для изучения.

Традиционные встречи с ветеранами, циклы бесед в рамках данного направления завершает конкурс для каждой учебной пареллели школы «Жизнь семьи в жизни страны». Участвуют семейные династии из трех поколений, где родители и дети вспоминают историю своего рода. В игровой форме участники обмениваются впечатлениями о совместном отдыхе, участие старшего поколения в жизни страны через трудовую, военную деятельность.

Самоуправление в классе: «Классный город»

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость. Для того чтобы дети стали активными участниками воспитательного процесса и с удовольствием участвовали во всех внеклассных мероприятиях, необходимо привлекать их к планированию всех воспитательных мероприятий в классе. Я выбрала форму построения Классного города. Дети сами выбрали его название «Доброград». Продолжили построение города принятием Законов в жизни нашего класса и созданием Министерств, где каждый ребенок отвечал на вопрос «Каким министром я хочу быть?» И т.о. у нас появилось несколько министерств, где дети занимаются интересным для себя делом. В конце каждой четверти создается «Пьедестал для награждения», где дети вспоминают самые интересные события в нашем классе.

Итогом всей работы становится карта успешности учащихся по разным сферам . которая ведется учителями, учениками и родителями одновременно. И мне отрадно видеть, что большая часть учеников не чувствует своей несостоятельности в любой из сфер, дети не страдают заниженной самооценкой, что позволяет им быть уверенными в своих силах и желании создавать, проявлять творчество.

Несомненно, что к звездам движутся через тернии, есть такие тернии и у нас, которые мы совместными усилиями стараемся преодолевать. И как сказал А.де Сент-Экзюпери «У каждого человека свои звезды». Пусть наши дети найдут свой путь к ним.

ПРИЛОЖЕНИЕ к творческому отчету прилагается (Power Point 2007)




map