Мероприятия в детском саду



РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Чтение педагога по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.2. Рассказывание педагога. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.4. Заучивание наизусть.

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

• обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;• определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;• подготовка педагога к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.Темп речиэто движение речи, протекание её во времени. Различают: быстрый, медленный, плавный и прерывистый темп.

Ритм речи равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи.

Дикция чтеца – каждое слово педагог произносит правильно: ясно, отчётливо, неторопливо.

Орфоэпия – совокупность норм литературного произношения, принятого в данном языке. Обстоятельный материал по вопросам работы воспитателей в области культуры речи можно найти в журнале «Дошкольное воспитание» в разделе «Говорите правильно». Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с орфоэпической ошибкой. Поэтому перед рассказыванием и чтением художественного текста о произношении незнакомого текста необходимо справиться в словаре.

Сила голоса чтеца – читать ребёнку надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя.

Паузирование –с помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.

Расстановка логических ударений — эмоциональная окраска голоса чтеца: одни и те же слова в зависимости от того, с каким выражением их произносят, могут совершенно менять смысл. Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого.

В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» — при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.

Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления Т эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора. Выразительное чтение, заинтересованность самого педагога, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончания чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогла старику!», или «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!» Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа. Вопросы можно условно классифицировать так:

• позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»;

• направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки А.М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;

• направленные на выяснения мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» — сказка «Маша и медведь»);

• обращающие внимание на языковые средства выразительности;

• направленные на воспроизведение содержания;

• подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»). В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, педагог обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания.

Это:1) повторное чтение всего текста,2) повторное чтение отдельных частей его.

3) беседа о прочитанном

Чтение может сопровождаться:1) игровыми действиями детей;2) предметной наглядностью:а) рассматриванием игрушек, муляжей,б) рассматриванием иллюстраций,в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;3) словесной помощью:а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных),в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

ПРИМЕРЫ

ТЕМП РЕЧИ Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

неторопливо Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером, делать было нечего.

Быстро, задорноКрасота! Красота!

Мы везем с собой кота,

чижика, собаку,

Петьку-забияку,

обезьяну, попугая — вот компания какая!

РИТМ РЕЧИПростите, верные дубравы!

Прости, беспечный мир полей

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней!

ОРФОЭПИЯсвоего — [сваиво]его — [иво]сегодня — [сиводн’]

Счастье — [щаст’]что — [што]смеется — [смиjоцъ]

а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков: шофер, статуя, километр, сантиметр, шоссе, портфель, коклюш и т. д.

СИЛА ГОЛОСА ЧТЕЦАсначала мы ровным негромким голосом произнесем:И однажды утром рано Мы услышим в тишине…

Дальше голос крепнет и звучит, как рапорт:«Космонавт Егор СтепановС Марса шлет привет Луне!» (С. Михалков.)

ПАУЗИРОВАНИЕПаузы в концовке рассказа Н. Калининой «Весна наступила»:«Она смотрит на стол/ и наконец / замечает рюмку с подснежником./— Подснежник,— /радостно/ говорит она. —/Откуда?/ Где вы его взяли?/— Я нашел его / сегодня в лесу, — /с гордостью сообщает Сережа.—/ Это тебе/ подарок./Мама берет рюмку с цветком./— Спасибо, — /говорит она. — /Это первый / весенний цветок/. Он под снегом растет./ Значит, / весна / уже наступила».

В первом предложении паузы помогают создать картину происходящего: взгляд женщины рассеянно скользит по столу и неожиданно останавливается на цветке. Во втором предложении паузы оттеняют смену настроения героини: ею овладевает радостное удивление. В третьем и в последнем паузы также передают настроение: гордость сына тем, что он смог обрадовать мать, и задумчивую нежность матери.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕОсень наступила. Ещё вчера морозило, а нынче – оттепель.

— Ну, старуха, — говорит мужик, — какой воротник привёз я тебе на

шубу!

ЭМФАЗАБедный, бе – э – эдный воробышек! Бе – э – эдный, бедный!

Ну и ж – ж –улик ты!




map