Место и миссия учителя в современном образовательном процессе



МЕСТО И МИССИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Владышникова Л.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Екатериновская средняя общеобразовательная школа, с. Екатериновка

Воспитатель, если он желает

счастья человеку,

должен воспитывать

его не для счастья,

а приготовить к труду жизни.

К.Д.Ушинский

В любом обществе всё или практически всё определяется образованием и культурой. Будет с этим всё в порядке – отпадут многие проблемы: экономические, политические, национальные.

В настоящее время в системе образования происходят радикальные изменения, и важное место в этом процессе занимает школьное образование. На первый план выдвигается задача развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурно-историческими и технологическими достижениями человечества. В современных условиях изменяются роли учителя. Сегодня учитель — это не просто организатор, воспитатель, наставник, информатор, он и артист, мастер и единомышленник, но также и консультант, тьютор, модератор. Он осуществляет педагогическое сопровождение ученика, и его деятельность направлена на раскрытие потенциальных возможностей и способностей ребёнка.

Современная школа для реализации своих функций располагает широкими возможностями. Использование современных информационных технологий это уже реальность сегодняшнего дня. Компьютерные технологии представляют богатейшие возможности получения информации, позволяют не только неограниченно обогатить содержание образования, но и расширить возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся. В информационном обществе учитель перестал быть единственным носителем знания, как это было раньше. Возможно поэтому в педагогике проявляется тенденция преувеличения роли и абсолютизация так называемых образовательных технологий. Действительно, для получения информации приемлемы любые технологические информационные устройства. Но это будет простое «вложение» информации в сознание ученика, что никак не связано с понятием подлинного образования, цель которого – научить мыслить, усвоить ценности, веками создаваемые нашими предками и оберегаемые, как драгоценная чаша, чтобы из рук в руки передать следующему поколению. Педагог призван реализовать свою главнейшую социальную функцию – передачу культурного опыта, всего арсенала средств мыслительной деятельности, исторически сформированных в ходе общественного развития. При этом особое значение приобретают ценностные установки учителя, который принимает непосредственное участие в интеллектуальном и нравственном формировании личности ученика. И так же, как «ни одна книга не должна и не может заменить духа учителя» [3], не может этого сделать даже самый совершеннейший компьютер. Модернизация в системе образования – это не кабинеты, оснащённые по «последнему слову» техники, не электронные журналы и дневники, а у прежде всего учитель, сам находящийся в непрестанном учении.

Чем выше уровень знания общества, тем насущнее потребность в личностном, творческом начале педагога, и тем выше уровень требований, предьявляемых к нему. Педагогом надо родиться или стать им, пройдя тернистый путь проб, ошибок, разочарований — пока не познаешь себя, не научишься понимать и чувствовать человека. У каждого состоявшегося педагога свой неповторимый путь. Но главное, что объединяет всех — это доброта души, любовь к детям . Это было, есть и будет главным в работе педагога во все времена.

«Обучая и воспитывая, учитель приобщает детей к материальным и духовным ценностям прошлых и современных поколений… Учитель – посредник между ребёнком и этими ценностями, лишь через него дети познают действительность, познают людей. И это «через» означает, что разные ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки, отношения, его мировоззрение» [2]. Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая критическим мышлением, создатель многовариативных программ, которые опираются на новые технологии обучения. Но, в конечном итоге, — задача учителя воспитать не математиков и физиков, а подготовить человека к жизни, в которой он может стать хорошим специалистом, хорошим отцом, семьянином, а возможно известным общественным деятелем, но главное – он должен стать счастливым человеком, верящим в своё высокое предназначение. Мало глубоко знать свой предмет, владеть разнообразными методическими средствами, иметь основательную психолого-педагогическую подготовку. Нужны эрудиция, жажда знаний, стремление к творчеству, которое прежде всего определяется высоким уровнем культуры, педагогического мастерства.

Школа – это то место, а лучше сказать второй дом, где человек проживает десяток лет своего личностного становления. И что с ребёнком сделают в школе – очень важно. Настоящий педагог оценивает свои успехи успехами своих учеников. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах, а хороший учитель в мыслях и поступках людей. А чтобы поступки вызывали только чувства восхищения, из своих учеников учителю надо воспитать достойных граждан нашего общества. Учитель всегда служит наглядным образцом для учащихся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести. Нравственной мерой поведения учителя является педагогический такт. Он базируется прежде всего на нравственных качествах педагога. Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и в то же время уважительное отношение к ребёнку, умение слушать и слышать его, сопереживание, внимательность, чуткость, дружелюбие, доброжелательность, умение увлекать воспитанников идеей. Учителю необходимо предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков. Педагогический такт как один из элементов взаимодействия с детьми обязывает педагога отвечать за свои поступки, прочувствовать свои обязанности, проявлять волю. А самое главное – такое взаимодействие признаёт личность высшей ценностью.

В настоящее время в обществе наблюдается общее падение культурного уровня, социальной активности, национального самосознания. В погоне за материальными благами растеряны духовные ценности. Чередой реформ в области школьного образования мы спешно пытаемся изменить ситуацию. Средства массовой информации ежедневно преподносят чудовищные «сюрпризы» жестокости, насилия, чёрствости, малодушия. Речь, слышимая с экранов телевизоров, давно перестала быть образцом интеллигентности и культуры. Дети впитыватывают всё происходящее вокруг них как губка. Стираются грани между красивым и безобразным; простота, скромность, порядочность стали «не в цене» в глобализирующемся мире. За дефицитом человечности стоит причина – дефицит духовности общества и человека. И как не вспомнить слова академика Д.С Лихачёва «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего, потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Школьное образование, выполняя свою основную функцию – воспитание зрелой, социально ответственной личности не достигнет своей цели, если в процессе усвоения знаний интеллектуальное развитие не будет плотным образом переплетаться с нравственным. Воспитание формирует мир человека, без него знания мертвы, т.к. не будет происходить активной преобразующей деятельности человека. И здесь на первый план выступает духовно-нравственное воспитание, где педагогу отведена особая роль – он призван сохранить душу ребёнка от разъедающего практицизма окружающей среды. Ценности личности формируются в семье, поэтому без тесного сотрудничества с родителями учеников все усилия педагога могут оказаться тщетны. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Попытки увязать деятельность школы со сферой образовательных услуг педагогами не могут быть приемлемы. Иначе о какой миссии учителя может идти речь?! Человеку, навечно вызванному к доске, отвечать перед детьми, отвечать за детей перед обществом и, как говорят в народе, отвечать перед Всевышним за свой труд. «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».[1]

Литература:

1.Абрамов Ф.Никогда не забуду первую встречу с учителем.//Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы./Ред. Сост. Д.Л.Блудный — М.: Политиздат., 1991.- 134 с.

2.Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет.// Педагогический поиск/Сост. И.Н.Баженова.- М.:1987.-11с.

3. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.//Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы./Ред. Сост. Д.Л.Блудный — М.: Политиздат., 1991.-134с.




map