Место мультимедиа в образовательном пространстве урока



Еще сто лет назад Л. Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанные на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Педагогическая деятельность, основанная на любви к детям, пробуждает все лучшее, что есть в ребенке от рождения. Свобода как возможность творчества лежит и в основе деятельности учителя. Только он, вместе со своими учениками, определяет порядок учения, методы преподавания, опираясь на интерес детей, их права свободы выбора.

Опыт Л. Н. Толстого неповторим, но идеи, вытекающие из этого опыта, сегодня актуальны как никогда.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Для того, чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе моих наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики я установила, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций. Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности в адаптационный период особенно я применяю разнообразные методы деятельности учащихся: поощрение, создание ситуаций успеха, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, формирование ответственного отношения, формирование рефлексивности, развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Все это позволяет мне превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс и приводит в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе.

Следовательно, залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.

-Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.

-Проекты-наблюдения « Мои домашние питомцы» и т. д.

Итогом таких наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями. Данный вид проектов я использую на уроках окружающего мира.

Конструктивные проекты я применяю на уроках труда.(см. презентация) Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общение между субъектами коллективной учебной деятельности.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге:

правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;

правило 2 – каждый имеет право на свою версию;

правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;

правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.

Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск.. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение.

На мой взгляд, важной задачей в 1 классе начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 классе я использую работу в парах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

— не владеют умениями совместной деятельности;

— не готовы сотрудничать в больших группах;

— плохо знают друг друга;

— не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Привожу пример занятия, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками.

Проанализировав выполнение данного задания, я выяснила, что одни пары смогли договориться о порядке работы и выполнить ее полностью, другие не смогли продемонстрировать такой уровень сотрудничества. Процесс совместной деятельности дети подменили индивидуальной работой. Неготовность детей принимать общую цель совместной деятельности ставит преграду для формирования деловых межличностных отношений. Их отношения складываются только как личностные и не входят в зону деловых взаимоотношений.

Групповая работа дает тоже положительный результат к самореабилитации ученика. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.(см. презентация)

Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Заключение.

Данная творческая работа убедила меня в том, что активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках играет огромную роль к самоопределению, самореализации, самореабилитации .

Процессу активизации познавательной деятельности способствует применение интерактивных форм и методов.см. презентация

Рекомендации учителям:

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. (см. презентация).

Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их.

Выводом из адаптационного периода является то, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.

Совместные экскурсии и поездки являются неотъемлемой частью в адаптации первоклассника. Очень хорошо влияют на развитие межличностных отношений и сплочённость коллектива учащихся. Активизируют познавательную деятельность, помогают ребёнку раскрыться в неформальной обстановке, что приводит к положительной мотивации в учебном процессе.






map