Местоимение Обобщающий урок 4-й класс



«Местоимение». Обобщающий урок. 4-й класс

Паневина Татьяна Александровна, учитель начальных классов

Цели:

Закрепить знания о местоимениях, подготовить к изучению темы “Глагол”;

Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их; воспитывать любовь к красоте русского языка.

ХОД УРОКА

1. Минутка чистописания.

Я Яя

2. Повторение ранее изученного.

— К какой части речи относится слово “Я”?

— Что вы знаете о местоимениях?

— Без местоимений наша речь была бы длинной и нудной. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство. И хотя в местоимениях нет “перелива красок” как в прилагательных; нет точных эпитетов, как в существительных, местоимения играют роль “запасных игроков”, “дублеров”.

— Докажите, что местоимения занимают в речи место существительных, прилагательных. (Дети приводят примеры).

— Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадайте, какие слова подразумеваются под местоимениями ОНО, ОН, ОНА.

Утром, так заведено – разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО розовой жар-птицей…

А стемнеет – ОН придет: тоненький, смущенный.

Он на цыпочках войдет долькою лимонной…

Срок прошел – плывет ОНА в пелене тумана,

Круглолица и грустна, будто Несмеяна.

— О каких небесных светилах здесь говорилось? — Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые их заменяли.

(Солнце – оно, месяц – он, Луна – она).

3. Игра на внимание “Четвертое лишнее”.

— А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на эти слова и навозите “4 лишнее”:

Мы он вы но (союз)

Они вы я мы (ед.ч.)

Он ты оно они (2 лицо)

Он его ему яму (сущ., в.п.)

4. Выборочный слуховой диктант.

— Вы были внимательны, поэтому вам не будет трудно на слух определить количество местоимений в тексте:

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно… Дома рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету. (9 местоимений)

— Для проверки мы выпишем из этого текста местоимения и определим их падежи:

Я – им.п., (подл.),

Ей – д.п.,

Ко мне – д.п.,

Он – им.п.,

Она – им.п.,

Надо мной – т.п.,

Около меня – р.п.,

Их – р.п.

5. Игровое задание “Кроссворд”.

— А сейчас небольшая проверочная работа. Запишите в строчку через запятую следующие местоимения:

1 л., мн.ч., д.п.

1 л., ед.ч., д.п.

3 л., ед.ч., м.р., р.п.

3 л., мн.ч., им.п.

3 л., мн.ч., т.п.

— Если вы все сделали верно, то в моем кроссворде сойдутся все буквы.

— Вспомните, какие местоимения подходят к этим моделям. (Местоимения могут стоять в любом падеже)

6. Корректор.

— У меня на доске записан текст, в котором допущены орфографические и стилистические ошибки. Найдите их:

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ними было озеро. В нем водились карпы. Они приехали рыбачить. Ани поймали много их.

— А теперь запишите к себе исправленный текст. Слова, в которых были допущены ошибки, подчеркните карандашом.

7. Игра на внимание “Хитрые вопросы”.

— Небольшая игра “Хитрые вопросы”:

Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)

Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)

Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево? (оно, тот)

8. Пропедевтика темы “Глагол”.

— Мы заканчиваем с вами изучать “Местоимения” и со следующей недели будем изучать новую часть речи – глагол. Глаголы тесно связаны с местоимениями. И в подтверждение моих слов я предлагаю вам следующее задание. Прочитайте предложения с пропущенными местоимениями и восстановите их по форме глагола:

Вечером … играем в прятки. (МЫ)

Что … вырезает из бумаги? (ОН, ОНА)

Какую задачу … решают? (ОНИ)

Куда … идешь? (ТЫ)

Завтра … пойду в лес. (Я)

— Подчеркните глаголы, с которыми связаны эти местоимения.

— Как нужно подчеркнуть? (======)

— Почему? (Это сказуемые)

— По местоимению можно определить лицо и число глагола. Например, местоимение МЫ – 1 л., мн.ч., значит, и глагол ИГРАЕМ — 1 л., мн.ч. (надписать). Надпишите над глаголами лицо и число по местоимению, к которому относится глагол. Проверка.

9. Итог урока.

— Расскажите, что вы сегодня узнали на уроке нового?

— Какие задания показались слишком простыми?

— Какие задания оказались сложными, и их нужно еще раз объяснить на следующем уроке?

— Дома составьте похожие задания и напишите их на карточках для самостоятельной работы своим одноклассникам.

ЛИТЕРАТУРА: Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин “Конкурс грамотеев”






map