Метадическая разработка по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего



Методическая разработка по воспитанию гражданско – патриотических

чувств у детей старшего дошкольного возраста.

На Всероссийский конкурс методических разработок

по патриотической проблематике.

Выполнила: Дмитриева Лариса Владимировна

воспитатель МДОУ детский сад № 1

«Светлячок»

город Топки, Кемеровская область

В данной статье содержатся практические рекомендации по воспитанию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает методы и формы работы по данному направлению, а так же предлагает перспективный план работы с детьми и родителями по патриотическому воспитанию.

Содержание:

I Введение

II Воспитание гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников:

2.1 Нормативные аспекты патриотического воспитания в России;

2.2 Актуальность темы;

2.3 Понятия «патриотизм», «гражданственность»;

2.4 Цель и задачи методической разработки;

2.5 Цель и задачи патриотического воспитания;

2.6 Методические аспекты патриотического воспитания;

2.7 Роль семьи в работе по патриотическому воспитанию;

2.8 Результаты работы;

III Заключение

IV Список используемой литературы

V Приложение

Долг перед Отечеством – святыня человека…

От нас, отцов, матерей, от воспитателей,

зависит, чтобы каждый наш юный гражданин

дорожил этой святыней, как дорожит честный

человек своим добрым именем, достоинством

своей семьи.

Сухомлинский В.А.

В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Но в связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа. Стала все более заметной постоянная утрата в воспитании граждан российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Все эти факты обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной.

В России разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг». в которой говорится: «Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Основной целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Продолжением этой Программы является Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг».

Данная Программа исходит из того, что в процессе реализации Программы 2001 – 2005гг сложились основы гражданско-патриотического воспитания Российской

4

Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. В нашем Кузбасском регионе стала более конкретной и адресной деятельность Совета ветеранов, отлично поставлена работа волонтеров.

Работа по воспитанию патриотизма продолжается, Государство разработало Концепцию модернизации российского образования, где определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе…».

Существует общепринятое мнение о том, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Сухомлинский В.А. писал: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.

Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет. Вот поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является самой актуальной на сегодняшний день.

Что же такое патриотизм и гражданственность?

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное самосознание.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Гражданственность – приверженность к политическим интересам государства,

5

готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность к политическому строю, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, готовность и умение защищать её, уважение обычаев культуры других стран и народов.

Следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях ещё не создана. Поэтому, у педагогов-практиков возникает много вопросов, что должно входить сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. В настоящее время выходит много методической литературы по данному вопросу, но в ней, зачастую, освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет определенной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Необходима разработка форм, методов и средств воспитания патриотических чувств у ребенка.

Цель такой разработки – методы и формы работы по формированию патриотического сознания у старших дошкольников.

Задачи:

— показать эффективные формы воспитания патриота в дошкольном возрасте;

— разработать перспективный план работы с детьми и родителями по воспитанию патриотических чувств.

В процессе реализации задач методической разработки можно получить следующие результаты:

— повысить уровень развития дошкольников;

— обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;

— повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

— повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.

Сухомлинский В.А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др.. Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

Цель: Воспитывать гражданина и патриота своей страны, как члена гражданского общества.

Задачи:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

6

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи должны осуществляться во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.

На практике я убедилась, что через экскурсии, занятия, встречи с интересными людьми воспитанники постепенно знакомятся с детским садом, своим городом, улицей, а затем через фотоэкскурсии, путешествия с родителями – с областью, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия.

Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:

— «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

— непрерывность и преемственность педагогического процесса;

— дифференцированный подход к каждому ребенку;

— рациональное сочетание разных видов деятельности;

— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Не первый год я стремлюсь формировать у своих воспитанников патриотическое сознание. Составляла, переписывала, корректировала ни один раз и план своей работы. И вот нашла наиболее приемлемый вариант перспективного плана по гражданско-

7

патриотическому воспитанию старших дошкольников. (Приложение № 1)

В нем предусмотрены следующие блоки:

— «Мой дом, моя семья»;

— «Мой детский сад»;

— «Мой край и город, в котором я живу»;

— «Я и моё имя», «Права ребенка», «Новый год»;

— «Наша Родина — Россия»;

— «Москва – главный город нашей Родины», «Наши защитники»;

— «Очень я люблю маму милую свою»;

— «Наши космонавты», «Герои — земляки»;

— «Этот День Победы».

Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в день Конституции проводим беседу о Декларации прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День земли».

Всю работу по воспитанию патриотизма можно распределить по следующим компонентам:

культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии), посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен ит.д.;

гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города, области и России);

героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, высаживание цветов на клумбы детского сада);

— спортивно-патриотический (участие в городских, районных соревнованиях; спортивных праздниках. В нашей области практикуется сдача дошкольниками ГТЗО – готов к труду, защите Отечества; в детском саду – спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья»; встречи со старшими ребятами, достигшими хороших результатов в спорте).

8

Соответственно должна быть оформлена и развивающая среда в группе, которая

отражает работу педагога по патриотическому воспитанию. В моей работе помогают:

— семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;

— тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», «Топкинские спортсмены»; картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.

— Тематическая папка «Мой край», карта и символика Кемеровской области, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (шахты, железная дорога, цементный завод, сельское хозяйство);

— макеты: Кремль, детский сад, микрорайон;

— карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;

— тематические папки с иллюстрациями «Наши предки — славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

— альбомы: «старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

— сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

— глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.

Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Большой интерес у детей вызывает посещение городского Краеведческого музея, где для нас организуются тематические выставки: «История игрушек», «Космос», «День Победы» и др.

В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, а у дошкольников, как известно, наглядно-образное мышление, в работе по воспитанию патриотических чувств надо применять на только художественную литературу, иллюстрации, пословицы и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы.

В музее дети видят экспонаты «Русской избы»: люльку, чугунок, утюг с углями, коромысло и т.д. Им показывают сундук, в котором бережно хранятся предметы: рукомойник, валёк, рушник и т.д.

В комнате славы дети узнают о военных подвигах солдат, ушедших на войну из нашего города и района. Здесь они сами могут ощутить себя солдатом, примерив, шинель, каску, ремень и другие предметы тех лет. Дети узнают о трудовых и спортивных подвигах горожан, например, о почетном жителе нашего города, бывшем директоре цементного завода Г.П.Есекове. С помощью Топкинского цемента строили по всему миру

9

не только дома, но и взлетные полосы на аэродромах. Благодаря цементникам в городе построены больница, школа, дворец культуры и целый жилой микрорайон «Солнечный». Это вызывает у детей чувство гордости за своих земляков, воспитывает уважение к труду, побуждает желание быть похожими на них.

Работа по воспитанию у дошкольников гражданско — патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

Особое внимание в работе с родителями должно быть направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные занятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

Для определения уровня развития гражданко-патриотических качеств у моих воспитанников, я использовала мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале, середине и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий. (Приложение № 2)

В результате мониторинга выяснилось: дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма. Само главное, чтобы оно не исчезло во время учебы в школе.

10

Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Кузбасса, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

Все эти положительные результаты видны из заполнения родителями анкет. Приложение № 3.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

11

Список используемой литературы:

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» II СЗРФ – 1995 №27

Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005гг»

Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг»

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации 21 мая 2003г

Конвенция о правах ребенка Принята Ассамблеей ООН 1989г

Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников II Обруч-2003г

Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России II Педагогика 1997г

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина Издат. Радяньска школа 1989г

Кондыкинская Л.А. С чего начинается Родина Т.Ц. Сфера 2008г

Журнал Дошкольное воспитание Педагогика 2009г

Антонов Ю Е. Как научить детей любить Родину АРКТИ, 2003г

Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду

Зеленова Н.Г. Мы живем в России Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников М Издат. Скрипторий 2003г

Журнал Ребенок в детском саду Мом – воспитание дошкольников 2005 -2010гг

Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ МТЦ Сфера 2007г

Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология М Просв. 1981г

Баранов С.П. Педагогика М Просв. 1997г

12

Приложение № 1

Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

месяц

Форма проведе-

ния

Наименование мероприятия

Отметка о

выполнении

Сентябрь – «Моя семья».

Рассказы детей

из личного опыта; чтение

о членах семьи и доме, в котором живут;

чтение заранее приготовленных стихов о

сестренке, братишке, маме, папе и т.д.

Беседа

«Что такое «родня»?».

Беседа ,

чтение

«Семейные обычаи на Руси»; пословицы и поговорки о семье.

Занятие

«Моя семья».

Экскурсия в Краеведческий музей

«Русская изба» (рассматривание предметов быта русской избы)

Рисование

«Моя семья» (совместные работы детей и родителей).

Выставка, беседа

«Как мы отдыхали летом».

Спортивный праздник

«Мама, папа, я – спортивная семья».

Октябрь «Мой детский сад»

Беседа

Экскурсия

«Важность труда всех людей, работающих в детском саду

по детскому саду.

Пение и чтение стихов

о детском саде

Выставка детских рисунков

«Мой детский сад».

Коллективная работа по аппликации

«Герб группы»

Развлечение

«Праздник осенних именинников группы».

Показ концерта



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map